Ступица – это элемент ходовой части автомобиля, на который в процессе эксплуатации машины приходится существенная нагрузка. Автовладельцам следует регулярно проверять ступицу, чтобы выполнять её ремонт и замену уже при первых признаках износа. Провести самостоятельно такую простейшую диагностику не составит особого труда.
Почему гудит ступица
Зная, сколько ходят тормозные диски, и какой ресурс у ступицы, можно своевременно провести их замену. На износ и неисправность ступицы указывает характерный стук и гул в районе подшипника. Появление таких звуков может также быть вызвано выходом из строя наконечника, рулевой тяги, шаровых опор и износом сайлентблоков. Причем именно подшипник становится чаще всего причиной появления такого характерного гула под нагрузкой.
Ступичный подшипник выполняется с закрытым типом, что предотвращает попадание внутрь песка, пыли и грязи. Однако из-за существенной нагрузки и большого пробега корпус подшипника начинает изнашиваться, что приводит к характерному гулу. Ещё одной причиной появления такого звука является потеря корпусом подшипника его герметичности.
Одной из причин появления гула подшипника является неаккуратная и агрессивная езда. Если водитель на большой скорости попадает в ямы, это приводит к повышенной нагрузке на подвеску и быстрому выходу из строя ступицы.
Также может отмечаться неправильная запрессовка ступичного подшипника, когда его ремонт и замену проводил неквалифицированный мастер. Следует обратить внимание на правильный момент затяжки ступичной гайки, что делается исключительно с помощью специального оборудования.
Признаки поломки подшипника
Появление характерного гула от подшипника свидетельствует о серьёзной стадии износа и необходимости как можно быстрее провести замену этого узла. Также на износ ступичного подшипника может указывать следующее:
- Появление из-под колеса характерного сухого хруста. При этом такие звуки могут возникать лишь на определённой скорости.
- На руле появляется заметная вибрация, которая проявляется даже при езде по гладкой и ровной дороге.
- Из-за заклинивания ступичного подшипника отмечается перегрев колесного диска, в результате чего даже может закипеть тормозная жидкость.
- Машину может тянуть в сторону, что свидетельствует о подклинивании колес. Такая ситуация часто приводит к серьёзным дорожным происшествиям.
Как проверить подшипник ступицы
Самым простым способом диагностики ступицы является так называемая проверка плоскостей. Машину следует загнать на ровную асфальтированную площадку, после чего взяться за верхнюю точку колеса и попытаться раскачать его резкими движениями на себя и от себя. Если появляются металлические щелчки, это говорит о необходимости срочной замены изношенного подшипника.
Также можно выполнить так называемую проверку на биение. Для такой диагностики следует снять колесо, закрепить головку подшипника воротком, вращая колесо за ступичную гайку. Затем следует взять в руки плоскую отвёртку, опереться ею на скобу суппорта и прижать к вращающемуся тормозному диску. Если отмечается биение тормозного диска, то на его поверхности появятся небольшие царапины.
Проверку на подъёмнике чаще всего проводят с переднеприводными автомобилями. Для этого следует загнать машину на подъёмник, поднять колёса, запустить двигатель, включить передачу и раскрутить колёса. Если от подвески доносится характерный гул, это говорит о износе подшипника.
Также возможна проверка ступицы на домкрате. Проверяемое колесо следует вывесить на домкрате, после чего его можно вручную раскрутить и слушать посторонние звуки. При проверке передних колёс, вывесив их, следует выжать сцепление, запустить двигатель, включить пятую передачу и плавно отпустить сцепление. Вывешенное колесо будет вращаться, а повреждённый подшипник начнёт заметно гудеть.