Работа дизайнера либо вообще не воспринимается всерьез, либо понимается, как панацея: типа, 10 специалистов по цене одного. Разбираюсь, как это должно работать, каким должен быть дизайнер, какие задачи решать, а что оставлять прорабу и строителям, что заказчикам…
Сразу начну с того, что принцип «я художник и так вижу!»
— это не про особенности нашей работы.
Дизайнеры стараются максимально понятно выстроить индивидуальную работу с клиентами, ведь чаще всего их заказчики не понимают итоговый продукт и видит только дизайнера, с которым выстраивает прежде всего отношения. Качество этих отношений не всегда зависит от методов профессиональной работы и принципов студии. Ключевую роль в этих отношениях играет и заказчик.
Да, да! Не удивляйтесь!
Не только дизайнер, но и клиент принимает участие в общении.
Ты ж дизайнер!
Иногда, да что уж там говорить, почти всегда заказчики приходят с полным отсутствием понимания того, чего они хотят. Опыт работы дает профи возможность все-таки сформировать хоть какое-то задание, и хороший дизайнер всегда помогает в этом заказчику. Но это касается только той ситуации, когда есть проблема выбора стилистики, когда клиент запутался в стилях и формах, но пытался честно разобраться.
Но иногда приходят и так…
Часто можно еще услышать недовольные фразы, что
«если бы я знал, что хочу, то сделал бы сам»
или «вы же дизайнеры, вы же должны…»
Пожалуйста, никогда так не делайте!
Очень важно на начальном этапе сформировать хоть какое-то представление о предпочтениях клиента. Дизайнеры помогают составить грамотное Техническое задание, но мы решат, каким должен быть ваш интерьер или хотя бы каким он не должен быть.
Семейные разборки
Это вообще наше любимое! Конечно, ремонт для семьи -это большое испытание! Но необходимо приходить к согласию ДО ОБЩЕНИЯ с дизайнером. Мы безусловно имеем навыки в психологии, но больше настроены на диалог, чем на стрессовые и непредвиденные ситуации поиска своей роли в ситуации семейной ссоры.
Очень странно и неловко оказываться в кратере семейного вулкана. Просим вас составить заранее список разногласий и прийти с ним к нам, чем заставлять нас наблюдать семейные баталии. Скучно!
Список может быть таким:
- наши разногласия;
- список компромиссов;
- что нам нравится обоим;
Этого будет достаточно для конструктивного диалога.
В конфликтных проектах, если нет нормального диалога, страдает прежде всего проект. Мы знаем уже наверняка, если «на берегу» нам не удается договориться, то лучше и не начинать.
У нас был случай с очень позитивным завершение проекта. Семейный ремонт в загородном доме вылился в затяжной скандал с вовлечением дизайнера в качестве рефери). У дизайнера поплыли идеи вместе с проектом и нам пришлось приостановить сотрудничество до стабилизации семейного счастья. Клиент пропал на полгода. Мы отложили проект в архив, немного погрустили о несовершенстве мира и продолжили свою работу по другим проектам. Но они вернулись, вернулись спокойные и счастливые! Курс семейной психотерапии расставил все по местам. Мы в нормальном диалоге завершили проект и пожелали семье счастья в новом интерьере! Да, ремонт вскрывает то, что было спрятано в шкафах у каждого. Пожалейте дизайнера! У него есть своя семья и свои шкафы)))
Правильная оценка ситуации со стороны клиента, формирование комфортных условий продвижения проекта -это залог успешной работы, даже если она начинается с претензий и недовольств. Не стоит использовать проект как поле битвы!
В Вася сказал…
Часто бывает, что клиент не уверен в том или другом решении. Он мнется и сомневается в правильности выбора. И тут на выручку приходят друзья и различные «советчики». Мы их очень любим за их необъективность и иногда неадекватность оценки ситуации. Что оценивает такой человек? Он не знает задания, не принимал участия в наших встречах, ему не известно откуда и как родилось то или иное решение. Какой был выработан подход? Какими принципами руководствовался клиент или дизайнер?
Если клиент встал на путь «советчика», то дизайнеру уже там делать нечего! Советы будут сыпаться со всех сторон, число «советчиков» увеличиваться с каждым днем. Непрофессиональные, необдуманные советы окончательно сбивают клиента. Начинается паника и недовольства.
Сомневаетесь? Не уверены в решении? Ну обратитесь к дизайнеру, который трудится над вашим проектом. Скажите ему по-человечески что вас беспокоит. Если дизайнер вас не слышит, то найдите другого дизайнера, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не позволяйте советчикам вам советовать!
Вообще давать советы-дело дурное и неблагодарное!
Дизайнер тоже человек!
Когда я начала проектировать свои первые рестораны, я много общалась с персоналом. После этого общения, я больше никогда не конфликтую в кафе или ресторанах до оплаты счета. Ну сами понимаете… официант контактирует с моей едой. Вот и привет!)
У нас бывают конфликты, мы работаем с жалобами, анализируем претензии. Идеального ничего не бывает! Наши клиенты -совершенно разные люди и все по-своему понимают. Ни в одном из наших конфликтов не был виновен заказчик! Мы не углядели, мы пропустили, мы не услышали, мы сами были не в настроении, мы пустили на самотек изначально навязанную модель общения клиентом, которая привела к такому результату и изначально нас не устраивала и т.д. Это все опыт! Дизайнер тоже человек!
Мои французские коллеги, с которыми мы дружим уже не первый год, каждый раз удивляются нашим рассказам о тех или иных профессиональных ситуациях, с которыми они никогда не сталкивались. И так иногда поражает их то, что до сих пор в нашем обществе бытует неуважительное отношение к работающему человеку, да и нас это поражает иногда тоже. Простое уважение к человеку, который выполняет свою работу! А что уж там говорить о творческой работе! Очень часто мы очень обидчивые и восприимчивые к критике! Дизайнер, работая над вашим проектом погружается в ваш мир, пытается понять и настроится, предугадать ваши неосознанные «хотелки», понять то, что вы сами иногда не понимаете. Мы же строим для вас дома и квартиры, рестораны и офисы, делаем ландшафтные проекты. Мы придумываем для вас дизайн вашей жизни.
Будем тактичными друг к другу.