Все своими руками

Треск и скрежет при холодном запуске

Любой посторонний звук, доносящийся из мотора, является признаком неисправности. Наряду со стуком, свистом и скрежетом автовладельцы часто наблюдают треск в двигателе. В некоторых случаях звук исчезает вскоре после запуска и прогрева мотора. В других ситуациях треск наблюдается непрерывно и может сопровождаться другими изменениями: ухудшенной динамикой автомобиля, вялым разгоном, увеличенным расходом топлива и др.

Громкий скрежет или треск под капотом на холодную обычно является признаком неполадок в самом моторе или навесном оборудовании, в том числе неверно выставленных зазорах клапанов, изношенном ремне ГРМ, подшипниках генератора и помпы. Исчезающий после прогрева звук, обычно указывает на то, что неисправность находится в начальной стадии и пока ещё может быть устранена с минимальными вложениями.

Почему на холодном двигателе появляется треск

Во время простоя ДВС масло стекает в картер, а тепловые зазоры в сопряжениях деталей при низких температурах находятся за пределами нормативных значений. В первые секунды после пуска мотор испытывает повышенные нагрузки, поэтому обычно треск в двигателе возникает на холодную.

Частым виновником звуков являются детали привода газораспределительного механизма:

Источником треска и скрежета на холодную могут быть и детали навесного оборудования:

В самом двигателе проблема кроется реже, но при больших пробегах, несвоевременном и некачественном обслуживании трещать на холодную могут:

Помимо двигателя, источником треска на холодную иногда становится трансмиссия:

Даже если треск слышен только при запуске двигателя на холодную, а после прогрева проходит, нужно убедиться в отсутствии неисправностей. Иначе износ деталей будет прогрессировать, пока некорректно работающий узел не выйдет из строя.

В некоторых моделях, в частности ВАЗ с 8-клапанными моторами с ручной регулировкой зазоров клапанов, отчетливый цокот распредвала при морозе, пропадающий после прогрева, является конструктивной особенностью и не считается неисправностью.

Определить источник треска под капотом на холодную можно по характеру звука, месту его дислокации, а также условиях, при которых он проявляется. На некоторых автомобилях издавать треск, стучащий или звенящий звук в мороз может тепловая защита выпускного коллектора. По мере нагрева она немного расширяется, перестает касаться труб и звук исчезает. Проблема не грозит опасными последствиями, но чтобы избавиться от звука, можно немного отогнуть щит.

Как определить, откуда треск при холодном запуске

Значение имеет не только характер, но и место распространения посторонних звуков. Чтобы выявить источник проблемы, прежде всего необходимо определить, откуда идет треск при запуске двигателя на холодную, открыв капот и прислушавшись к работе двигателя и навесного оборудования. А инструментом, который поможет локализовать источник треска будет выступать стетоскоп.

Рекомендации по поиску, откуда треск при холодном запуске

Косвенно оценить степень опасности треска может характер его появления. Если ничего подобного ранее вы не слышали, звук стал появляться внезапно и отчетливо, то с диагностикой и ремонтом лучше не затягивать. Если же потрескивания были слышны и ранее, а с похолоданием лишь немного усилились – риск внезапного выхода какого-то узла из строя существенно ниже.

Поскольку под капотом и внутри мотора детали скомпонованы довольно тесно, причину треска при запуске холодного двигателя не всегда можно определить на слух. Для точной локализации источника нужно последовательно диагностировать все системы.

В некоторых случаях треск и ритмичные щелчки могут быть нормой при экстремально низких температурах (-20 ℃ и ниже). Это связано с тем, что в первые секунды после старта детали работают с дефицитом смазки. Как только давление в системе поднимается до рабочих значений, масло начинает прогреваться, а тепловые зазоры приходят в норму – они уходят.

Непрерывный треск в моторе: возможные причины

Если двигатель продолжает трещать даже после полного прогрева, когда моторное масло достигло максимальной текучести, это свидетельствует о более серьезных неисправностях. В зависимости от характера поломки, шум может сопровождаться перерасходом топлива, заметным снижением мощности двигателя, выбросом густого дыма из выхлопной трубы , рывками и др. В таких случаях возможны следующие причины треска в двигателе после запуска:

Как локализовать неисправность

Чтобы узнать характер и причину неисправности, необходимо определить место треска в двигателе. Без разборки ДВС и использования профессиональной диагностической аппаратуры это можно сделать только на слух. Например, если треск доносится из боковой части мотора, где располагается цепь газораспределительного механизма, то с высокой вероятностью причина кроется в ее износе. Растянутая цепь ГРМ может издавать сторонние звуки, такое часто наблюдается при пробеге свыше 100-150 тыс. км.

Также сбоку двигателя располагается навесное оборудование: компрессор кондиционера, генератор, помпа, насос гидроусилителя. Если неисправность заключается в одном из перечисленных механизмов, это можно легко определить на слух по направлению издаваемого звука.