Удаление ржавчины с металла перед покраской
Эффективные способы, чем убрать ржавчину с металла перед покраской
Цель такого воздействия – не только вернуть металлическому изделию привлекательный внешний вид, но и сохранить функциональность, а также продлить срок службы.
О том, чем обработать металл от ржавчины перед его покраской, расскажем в статье.
Виды обработки ржавой металлической поверхности
К наиболее распространенным способам обработки относятся:
- Химический.
- Механический.
- Термический. Проводится с применением горелки.
Ржавчина не может быть удалена путем смывания обычной водой. Для этой цели нужна целенаправленная комплексная обработка.
Все самое полезное и важное о способах и методах удаления ржавчины найдете в этом разделе.
Термический
Термический способ используется редко. Применение кислородно-ацетиленовой горелки позволяет хорошо удалять прокатную окалину, но не полностью снимает ржавчину.
Механический
- вручную (при помощи щетки с металлической щетиной и скребков);
- с задействованием шлифовальной машинки или специального станка.
Кроме тех средств, которые доступны в домашних условиях, на промышленных предприятиях для обработки ржавчины используются и серьезные устройства с задействованием специального оборудования:
- дробеструйного;
- водопескоструйного;
- пескрструйного.
Лучший результат дает сочетание абразивного и химического воздействия.
Химический
Проводится химическая обработка с помощью средств домашнего изготовления и покупных, готовых к использованию, препаратов. Кроме того, большие металлические поверхности подвергаются также специальным воздействиям, позволяющим сохранить и защитить материал:
- соединение с органическими добавками, обеспечивающее воронение;
- цементация – химическая реакция с углеродом;
- азотирование и т.д.
Проводимая в домашних условиях обработка включает:
- подготовку материала;
- воздействие химическим препаратом;
- смывку.
Вид химического воздействия должен учитывать степень поражения металла.
Как снять налет народными средствами?
Повышение эффективности метода воздействия дает сочетание химической обработки и механического воздействия. Домашние рецепты основаны на применении легко доступных средств, которые могут уже быть в домашнем хозяйстве. Их основное достоинство – дешевизна и доступность.
Как правило, выбор в пользу народных рецептов совершается при незначительной коррозии. Справиться с ней чаще всего не сложно.
Coca-Cola
Для того, чтобы ортофосфорная кислота, находящаяся в напитке, подействовала, можно использовать пропитанную Колой ветошь. Тряпку обильно смачивают в напитке и прикладывают к поверхности, которая нуждается в очистке от коррозии.
Данный рецепт подходит в том случае, когда ржавчина не проникла глубоко в металл, так как концентрация ортофосфорной кислоты в Coca-Cola – невысокая. Время воздействия должно быть не менее нескольких часов, лучше – сутки.
Но при серьезном повреждении металла этот способ неэффективен. По окончанию воздействия Колу смывают водой, а поверхность вытирают насухо. При использовании Колы достаточно в качестве средства защиты использовать только резиновые перчатки. Подробнее о применении Кока-колы против ржавчины читайте здесь.
Кислоты
Хорошо зарекомендовали себя в борьбе с ржавчиной различные кислоты:
Лимонная
Один из самых простых рецептов справиться с ржавчиной – использовать лимонную кислоту.
Средство можно применять двумя способами:
- нанести губкой обильно на пострадавшие участки металла;
- пропитать раствором тряпку и приложить к поржавевшим участкам.
Последний из представленных вариантов – более эффективный, но даже такой способ не позволит устранить серьезную коррозию.
Время действия состава – не менее часа. После этого следует провести чистку металла жесткой щеткой, а остатки – смыть. Подробнее о применении лимонной кислоты в борьбе против ржавчины читайте тут.
Уксусная
Если поржавевшие предметы имеют небольшой размер, их можно сложить в емкость и просто залить. Для металлических предметов большого размера следует обеспечить контакт зачищенной поверхности с уксусом.
После воздействия уксусной кислотой поверхность дорабатывается механическим оттиранием и смыванием остатков уксуса.
Перед непосредственно покраской металл необходимо загрунтовать. Подробнее о применении уксуса для борьбы с коррозией металла можно узнать из этой статьи.
Щавелевая
Щавелевая кислота – препарат, который выпускается в форме порошка. Это средство дает хороший результат, но требует очень аккуратного применения, так как является ядом. Использование можно проводить только с соблюдением всех необходимых защитных мер.
Порядок использования:
- Нанести раствор обильно кистью.
- Выдержать 30-40 минут.
- Снять ставшую рыхлой ржавчину.
- Смыть остатки средства водой.
Щавелевая кислота подходит для запущенных случаев и обработки поверхности большой площади.
Ортофосфорная
Это вещество имеет высокую эффективность и может применяться даже в запущенных случаях.
Для подготовки металла к покраске необходима кислота концентрации 15-20%. Воздействие ортофосфорной кислотой не должно быть длительным – достаточно всего 5 минут. После этого по поверхности можно пройтись щеткой.
Все работы должны проводиться в условиях достаточной вентиляции и с применением средств защиты. Подробнее о применении ортофосфорной кислоты — тут.
Как зачистить специальными составами?
Покупные средства для обработки от коррозии имеют насыщенный состав, содержащий активные вещества в высокой концентрации. Эти препараты помогут в тех случаях, когда имеет место запущенная коррозия с серьезным повреждением металла, охватывающая значительную площадь или повреждена поверхность серьезной техники, например, авто.
Перед применением преобразователя, поверхность необходимо подготовить:
- устранить загрязнения;
- счистить рыхлый слой ржавчины;
- обезжирить поверхность.
Hi-Gear Rust Treatment
Hi-Gear представляет собой преобразователь ржавчины, который справится даже с запущенной коррозией, так как проникает даже в глубокие слои материала. Наносится препарат путем распыления. В результате химической реакции ржавчина устраняется, а на поверхности образуется полимерный защитный состав.
Применение Hi-Gear требует аккуратности, так как состав способен вступать в реакцию не только с продуктами коррозии, но и с лакокрасочным покрытием. После воздействия преобразователя, его обязательно нужно смыть, используя для этого растворители на спирту.
Несмотря на высокую цену за флакон, покупка может считаться выгодной, так как расход у средства очень экономичный. Цена упаковки — около 700 рублей.
Fenom
Феном – преобразователь ржавчины, который часто выбирается автолюбителями. Средство хорошо распределяется на поверхности и создает плотный полимерный слой. Препарат является надежным средством, позволяя предупредить рецидив коррозии в месте обработки в течение многих лет.
Феном выпускается в компактной упаковке черного цвета, представляет собой жидкость белого цвета. Из-за маленького объема средства в одном флаконе, для обработки большой площади металла может понадобиться несколько флаконов.
Плюсы использования:
- эффективность;
- доступная цена 1 флакона;
- создается защитный слой;
- быстрое и простое применение – нанесение кистью;
- качественная обработка металла путем комплексного воздействия.
Цена маленького флакона – около 150 рублей.
Kudo KV-70005
Kudo – структурный модификатор, который эффективно справляется с ржавчиной благодаря вхождению кислот. Препарат можно использовать для устранения небольших участков коррозии. Средство расфасовано в небольшие флаконы, удобно наносится кистью, которая идет в комплекте.
Цена за 15 мл — 120 рублей.
Рекомендации
Чтобы обработка ржавчины на металле была максимально продуктивной, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Процесс коррозии начинается с наиболее уязвимых участков. Предотвратить его распространение возможно зачисткой и созданием защитного покрытия.
- При проведении работ по устранению ржавчины должны использоваться индивидуальные средства защиты.
- Работая с покупными средствами, преобразователями ржавчины, необходимо предварительно изучить инструкцию к выбранному препарату, и четко ее соблюдать.
- Даже дорогие преобразователи ржавчины не способны восстановить металл, если он имеет очень значительные повреждения, например, сквозную коррозию.
- Профилактика образования ржавчины поможет поддерживать металлические изделия в хорошем состоянии.
- Самая надежная защита металла – его оцинковка. Применение средств с цинком позволяет предотвратить появление коррозии.
Видео по теме статьи
Как избавиться от ржавчины на металле, расскажет видео:
Заключение
Подготовка поржавевшей поверхности к покраске – необходимое условие, которое позволит покрытию хорошо держаться. Для этого необходим комплексный подход, и полное устранение коррозии.
Лада 21099 Nasty Girl › Бортжурнал › Как правильно бороться с очагами коррозии. Варианты.
Давно хотел рассказать о способах борьбы с ржавчиной, но все время оставлял текст в черновиках из-за того что про ржавчину не могу писать красиво. Ржавчина — это враг металлов, и тяжело кучу информации про нее слить в единый опус, да еще интересный для прочтения. Но попробуем сделать это, разбавив текст картинками.
Что такое коррозия — википедия кратко сообщает что это разрушение металла при взаимодействии с окружающей средой. Другими словами окисление при взаимодействии с влагой и кислородом. Чтобы это окисление не происходило, или как можно дольше не начиналось — снаружи металл покрывают краской, а внутри антикоррозийными средствами. Там где плохо подготовлено, плохо обработано или плохо окрашено — там всегда вылезет ржавчина, это вопрос времени. Зарубежные источники часто ржавчину сравнивают с грибком, на теле человека, что если она появилась, то можно залечить, но не искоренить полностью. Давайте еще раз повторим и запомним, если есть коррозия — то что с ней не делай, она всегда вылезет, это вопрос лишь времени и качества подготовки, но она всегда вылезет снова. Но какие варианты есть для предотвращения или замедления развития коррозии? К сожалению их всего три:
1 способ — это радикальный и небюджетный, замена детали целиком. Это хороший вариант, но он не всегда возможен и оправдан, так как дверь или переднее крыло заменить легко, а арку колеса или часть стойки — гораздо сложнее. Придется пользоваться сварочным аппаратом и режуще-зачистным инструментом.
2 способ — это пескоструй. Если нет возможности или желания менять кузовную деталь, то можно воспользоваться пескоструем. Как понятно из названия (песок и струя), это прибор, агрегат, как удобнее, из которого под давлением вместе с воздухом вылетают песчаные крупинки, они бьются о поверхность и вычищают металл до бела, все поры и очаги коррозии улетают на глазах. Лучше пескоструя пока не придумали способа избавиться от коррозии. Услуги пескоструя всегда востребованы и относительно дороги, но результат всегда оправдывает затраченные средства.
3 способ — это химический, я бы так назвал или универсальный. При таком способе все поры коррозии никогда не будут полностью удалены, но благодаря современной химии можно замедлить окисление металла.
Химический способ удаления коррозии делится на 3 этапа:
— для начала необходимо обработать коррозию механическим путем. Это можно делать зачистным или коралловым кругом на болгарку, можно по старинке наждачкой на бруске, в общем на этом этапе необходимо зачистить металл максимально тщательно, чтобы полностью увидеть масштаб очага коррозии. Ниже на фото показана дверь после зачистки болгаркой:
— после механического верхнего слоя ржавчины, мы увидим примерно такую картинку, как показано ниже:
отчетливо видно поврежденный, пористый металл и черные точки постепенно распространяющиеся все дальше и дальше от центра. Так вот черные точки — это поры, внутри которых находится грибок, организм ржавчины. Пока эти поры будут черного цвета — значит там коррозия жива и она будет дальше уничтожать металл вокруг себя.
— чтобы удалить коррозию, недостаточно одной болгарки, даже коралловый диск не вычистит эти поры, здесь нужен химический процесс вытравливания. Для вытравливания используют преобразователи ржавчины. На рынке огромное количество предложений и рекламаций, каждый производитель хвалит именно свое изделие, но так сложилось, что среди всех — лучшими оказались Полифарм Красный и Цинкарь.
Эти образцы отлично справляются со своими обязанностями. Применение простое — нанесли средство на коррозию, подождали согласно инструкции, вытерли и смотрим, если есть черные поры — их шилом или чем-то тонким и прочным расковыриваем, чтобы открыть пору и снова наносим преобразователь, и так до бесконечности пока металл полностью не станет белым. Сразу запомните, что все поры удалить не получится, и наша задача раскрыть и обработать хотя бы те что заметны глазу.
Вот пример тщательной обработки угла двери Полиформом и последующей зачисткой коралловым кругом:
— после работы преобразователя ржавчины металл становится незащищенным и очень легко начнет снова корродировать, если его сразу не «закрыть». «Закрыть» металл после преобразователя можно опять несколькими способами:
а) Для временного закрытия или консервации металла от коррозии можно использовать средство APP R-Stop. Это средство наносится на металл, и при застывании создает пленку типа суперклея, которая не дает развиваться коррозии некоторое время. Это средство консервант, его применяют в тех случаях, если до покраски еще ждать неделю или месяц, и надо временно остановить ржавчину. Перед нанесением шпаклевки на место, где обработали APP R-Stop`ом, обязательно зачистить максимально тщательно, иначе шпаклевка вздуется! Проверенно на себе!
б) если вы готовитесь к покраске, то на место после преобразователя можно нанести праймер. Для многих читателей это будет новый термин, поэтому опишу что такое праймер и филлер и в чем их отличия:
У большинства мастеров, особенно старой школы, под словом грунтовка по умолчанию подразумевается акриловый грунт. На самом деле это лишь от части правильно. Грунт разделяют на 2 категории, первичная и вторичная
Так вот праймер — это первичный этап для грунтования поверхности, и именно он необходим для дополнительной изоляции металла от возможной коррозии, для улучшения адгезии (сцепных свойств) последующих материалов. Праймер бывает эпоксидный и кислотный/фосфатирующий. Поэтому если у вас новый неокрашенный элемент кузова, или участок где есть голый металл, например после преобразователя ржавчины — то его необходимо вскрыть праймером, т.е. либо кислотным либо эпоксидным грунтом.
Вторичными грунтами называются филлеры. Их задача не бороться с коррозией, их задача заполнять поры и риски после обработки металла перед покраской. Так вот акриловый грунт и есть филлер. Акриловый грунт можно наносить на старую краску, но на голый металл можно наносить лишь в том случае, когда он здоров и нет абсолютно никаких очагов коррозии или остатков. Если ваш мастер на участок где была коррозия, наносит акриловый грунт — будьте готовы к тому, что в том месте вылезет ржавчина.
Продолжим пункт б). После обработки металла наносим праймер — кислотный грунт, он умеет бороться с коррозией, не давать ей развиваться. В основе кислотного грунта состоит фосфорная кислота, которая и образует прочную пленку, которая повышает адгезию металла, борется и затрудняет развитие коррозии. После высыхания кислотника можно наносить сверху акриловый грунт и красить. Неудобство заключается в том, что на кислотный грунт нельзя наносить шпаклевку, а наоборот можно. Поэтому кислотный праймер/грунт наносится только на ровные детали, которые не нуждаются в доводке. Так же кислотник нельзя покрывать эпоксидным грунтом, т.к. они вступают в реакцию сами с собой, покрывать сверху только акриловым грунтом.
в) если вы готовитесь к покраске, то на место после преобразователя можно нанести праймер — эпоксидный грунт. Особенность его в том, что он не борется со ржавчиной, а создает очень прочное защитное покрытие, которое не даст коррозии прорываться наружу, или задержит ее. Кто пользовался эпоксидным клеем — сразу поймет принцип этого праймера. При застывании полиэфирные смолы становятся прочными и прекрасно изолируют металл. Пленка становится крепкой, не боится механических повреждений и не пористая, а значит не боится воды и влаги. Эпоксидный грунт не борется с коррозией, он только защищает металл снаружи от попадания влаги, поэтому наносить эпоксидный грунт необходимо на здоровый или уже вылеченный металл.
Эпоксидным грунтом чаще всего вскрывают наружные элементы, которые подвержены механическим нагрузкам, например пороги и днище автомобиля.
г) если вы готовитесь к покраске, то на место после преобразователя можно нанести шпаклевку. Шпаклевку можно отнести уже больше к подготовительному материалу, нежели чем антикоррозийное средство. Так же многие будут утверждать, что шпаклевка это пористый материал, и его нельзя держать открытым — и здесь они будут правы. В воздухе есть определенное количество влаги, и если шпаклевку нанести на длительный срок, то она напитает влагу и в месте, где вы тщательно удаляли коррозию — она снова появится. По технологии шпаклевку можно наносить как на голый металл, если он здоров. На больной металл или с прошлыми очагами коррозии шпаклевка наносится только на эпоксидный грунт. При нанесении на эпоксидный грунт у вас будет дополнительный слой защиты от коррозии.
Когда мы ознакомились с теорией, давайте кратко подведем итоги:
1) Если у нас были или есть очаги коррозии и необходимо выводить шпаклевкой плоскость, то чтобы правильно изолировать металл от окисления, можно поступить так:
а) преобразователь ржавчины -> шпаклевка -> акриловый грунт -> ЛКП (это базовый набор)
б) преобразователь ржавчины -> эпоксидный грунт в местах коррозии -> шпаклевка -> акриловый грунт -> ЛКП (этот набор гораздо лучше и прочнее создаст защитную пленку).
2) Если у нас были очаги коррозии или частично присутствуют, и нет необходимости наносить шпаклевку, то можно поступить так:
а) преобразователь ржавчины -> кислотный грунт -> акриловый грунт -> ЛКП.
В зависимости от вашего случая вы можете выбирать как поступить, какую химию приобретать. Так же все зависит от желаемой цены ремонта. Когда в приоритете бюджетный ремонт — то и выбор материала будет соответствующим, как и результат. В покраске автомобиля важна подготовительная часть, чтобы нейтрализовать все очаги коррозии, тщательно закрыть голый металл грунтом, и лишь потом наносить ЛКП. В этом случае покрашенный автомобиль будет долго не окисляться и не ржаветь.
Большое спасибо за прочтение!
Всех благ!
Как обработать металл от ржавчины перед окрашиванием
Обработка металла от ржавчины перед покраской – необходимая часть выполнения ремонтных работ, целью которых ставится не только временное возвращение материалу декоративного вида, но и обеспечение его сохранности, продления срока эксплуатации на возможно более долгий период. Процесс разрушения металлической поверхности начинается в наиболее уязвимых местах, и их зачистка, покраска проводится для прекращения дальнейшей деструкции, создания защитного покрытия с целью не допустить этого в дальнейшем.
Ржавчина может возникнуть и под лакокрасочным покрытием, если поверхность была недостаточно очищена, поэтому обработка требует тщательности и технологичности.
Методы удаления ржавчины
Обработка ржавчины и её удаление производится несколькими успешными методами. Определить необходимый метод можно исходя из того, какой степени разрушения поверхности достигла коррозия, и насколько велики причиненные ею повреждения. Чем обработать нуждающуюся в облагораживании поверхность? Все зависит от того, какой подручный материал находится в пределах досягаемости.
Покраска, нанесение лака или другого защитного слоя – лучший способ защиты металла от коррозии, который доступен в бытовых условиях без применения промышленных средств.
Существует несколько распространённых методов обработать металл перед покраской:
- удалить ржавчину с помощью химических средств;
- снять ржавчину с металла механическими средствами (с помощью зачистки проволочной щеткой, скребком, наждачной бумагой);
- убрать ржавчину с металла с помощью шлифовального устройства;
- обработать изделие термическим способом (кислородно-ацетиленовой горелкой можно сжечь слой окалины, старой краски и ржавчины).
Существуют и промышленные способы избавиться от коррозионной напасти – для этого применяется пескоструйная или дробеструйная обработка с помощью специального оборудования.
В промышленном производстве можно осуществить снятие ржавчины, обрабатывая поверхность с помощью преобразователя. Для этих целей применяется:
- оксидирование (создание защитной пленки на металле с помощью оксидов);
- фосфатирование (фосфатные пленки под воздействием ортофосфорной кислоты);
- азотирование (насыщение поверхности стали азотом);
- цементация (соединение металла с углеродом при помощи химической реакции);
- воронение (соединение с органическими веществами);
- изменение состава металла путем введения в него антикоррозийных добавок.
Альтернативные методы заключаются в использовании дубильной кислоты или кока-колы, превращающих ржавчину в танат железа или в железноокисный пигмент.
Ржавчину невозможно удалить мытьем под краном и нельзя попросту закрасить, потому что адгезия краски с поверхностью будет минимальной, и нанесенный слой продержится недолго. Через короткий промежуток времени краска, нанесенная на неочищенную поверхность, начинает отшелушиваться и отслаиваться, а процесс ржавления и повреждения распространится дальше.
Никакой процесс окрашивания не предотвратит повреждение металлического изделия, если перед этим не произвести тщательную очистку проблемной поверхности.
На видео: 5 способов удаления ржавчины.
Химический способ очистки
У каждого из способов борьбы с ржавчиной есть свои положительные и отрицательные стороны. Химический снимает не только старую краску, но и жировые соединения, нефтепродукты и прочие загрязнения. Для этого применяются специальные растворители или смывки, в состав которых включаются химически активные вещества.
Обработанный металл смывают водой, если применялся состав, который относится к смываемым преобразователям грунта, и быстро сушат. При очистке поверхности с помощью кислот, в очищающий состав добавляются ингибиторы, которые замедляют действие химического вещества.
В соляную кислоту добавляют уротропин, в ортофосфорную – бутиловый спирт или винную кислоту.
Нанести химический состав можно с помощью распыления или кисточки, максимально соблюдая необходимые правила техники безопасности, и используя средства индивидуальной защиты.
Одним из самых эффективных способов очистки является электрохимический, но для его применения требуется определенное промышленное оборудование.
Для поверхностей с глубоким коррозийным проникновением применяются молочная кислота и вазелиновое масло, которыми обрабатывают пораженное место в последовательности кислота-масло. Кислота превращает ржавчину в соль железа, которую затем растворяет вазелиновое масло.
Механическая и термическая обработка
С помощью термической обработки железная поверхность очищается кислородно-ацетиленовой горелкой. Но такой способ практически перестал применяться, потому что он удаляет всю прокатную окалину, а вот ржавчина выгорает не вся.
Кроме того, применение горелки создает определенные неудобства в авторемонтных мастерских, и в руках дилетанта может быть травмоопасным оборудованием. Поэтому горелка практически не применяется при работе по металлу, связанной с удалением ржавчины. Ранее такой способ считался эффективным, но, с появлением активных методов промышленной химии он перестал быть актуальным и сейчас практически не используется.
Механический способ, проводимый перед тем как окрасить поверхность, заключается в удалении верхнего рыхлого слоя с помощью ручных способов очистки – скребка, щетки с проволокой или металлической щетки и наждачной бумаги (крупно- и мелкозернистой).
После наносится преобразователь ржавчины и оставляется на несколько часов, до полного растворения коррозийного слоя. Если после такой поэтапной обработки ржавчина все еще просматривается, это значит, что процесс зашел глубже, чем ожидалось. В таком случае поэтапная обработка повторяется.
Если применяется шлифовальная машинка, процесс значительно облегчается, но верхний слой все равно удаляется вручную, а машинка используется, когда не остается рыхлых субстанций.
Ни в коем случае не следует работать без индивидуальных средств защиты. Спецодежда и перчатки должны предохранять тело и руки, лицо рекомендуется закрыть респиратором, чтобы защитить дыхательные пути от попадания посторонних частиц и испарений химических веществ, глаза закрыть защитными очками.
После удаления ржавчины и перед тем как наносить краску металлическую поверхность необходимо прогрунтовать специальным составом и дать высохнуть слою.
Современная промышленность разработала краски, в которые добавлены специальные компоненты, заменяющие грунтовку, в этом случае поверхность можно окрашивать без грунтования.
При должном и своевременном уходе этих трудоемких процессов можно избежать. Нужно просто внимательно отслеживать состояние металлической поверхности и знать, чем обработать ржавчину.
Как правильно удалить ржавчину (1 видео)
Способы очистки металла от ржавчины перед покраской
Тем не менее, вопрос о том, как удалить ржавчину с металла перед покраской, с повестки дня не снимает ся. Существует несколько способов приведения ржавой металлической поверхности в пристойный вид, о чем мы и расскажем в этой статье.
Как убрать ржавчину с металла
Убирают ржавчину с металла при помощи преобразователя ржавчины поэтапно. Первым делом следует удалить верхнюю отслаивающуюся часть рыхлой субстанции механическим способом: металлической щеткой, скребком, наждачкой. После первоначальной зачистки наносят преобразователь ржавчины и оставляют его как минимум на два часа – для того, чтобы реакция ржавчины с веществом была максимально полной. Остатки преобразователя, не вступившего в контакт, нужно смыть обычной водой. После того, как поверхность высохнет, ее можно грунтовать и красить. Напоминаем, что эта процедура не потребуется, если вы собираетесь красить металл красками, которые уже имеют в своем составе все необходимые компоненты.
Перечень методов удаления ржавчины с железа
Тщательная очистка металлических поверхностей от ржавчины и загрязнений – залог того, что адгезия краски с железом будет максимальной, что поможет избежать ее отслаивания, увеличит срок службы и, как следствие, обеспечит надежную защиту металла от коррозии.
Существует несколько общепринятых способов удаления ржавчины и грязи: химический, термический и механический.
Химический метод
Применяется, когда поверхность необходимо не только избавить от ржавчины, но и обезжирить, то есть очистить ее от нефтепродуктов, масла и других подобных веществ. Используются смывки (активные растворители) или моющие средства на щелочной основе. Выбирать очиститель нужно исходя из типа загрязнения. На видео — удаление коррозии при помощи состава Неомид 570.
Термическая обработка
Термическая обработка подразумевает «сжигание» старой краски, ржавчины и окалины при помощи кислородно-ацетиленовой горелки.
Механический способ
После механической очистки металлической поверхности от ржавчины железо приобретает шероховатость, что увеличивает сцепление (адгезию) лакокрасочных материалов с металлом. Инструменты, которые используются при данном способе удаления ржавчины, бывают либо механическими, либо ручными. Это шлифовальные машинки или стальные щетки. Также успешно применяются абразивные составы в различных вариантах: смесь воды и песка, на основе дроби или того же песка.
Для того чтобы не пришлось применять все эти радикальные методы очистки железа, о защите металла от коррозии необходимо позаботиться заранее. Правил немного и соблюдать их гораздо проще, чем потом ликвидировать последствия. Нужно беречь железо от влажности, вовремя обрабатывать его антикоррозийной пропиткой и, не дожидаясь, пока старая краска облезет, реставрировать (красить заново) металлические объекты.
А еще ржавчину можно удалять кока-колой!
Как снять ржавчину с металла перед покраской
Как зачистить металл перед покраской или после сварки.
Собрались ли Вы красить металлический забор, ворота гаража, уличные спортивные снаряды или автомобиль – задача требует тщательной и качественной предварительной подготовки. Причем главным объектом подготовки станет металлическая конструкция: зачистка металла перед покраской, а также обработка химическими веществами – долгий и трудоемкий, но крайне важный процесс.
Опытным мастерам известно пять способов удаления ржавчины с металла:
- Вручную;
- Лазером;
- Термическим способом и воздушно-электродуговым;
- С помощью пневматического пескоструйного аппарата;
- С помощью (пневмо) электроинструмента – болгарки или дрели.
В данной статье мы раскроем секреты и подробности того, как очистить металл от ржавчины быстро и качественно. Как и чем обрабатывать деревянную мебель перед покраской? А также дополнительно расскажем, от чего еще и каким способом можно очистить металлические изделия и заготовки.
Зачистка металла: от чего, для чего, чем и как
На долговечность и внешний вид металлической конструкции напрямую влияет состояние металла: прочность сварных швов, точечных соединений, а также отсутствие следов коррозии и шелушения краски на “теле” конструкции.
Чтобы правильно подготовить металл к последующей обработке: к покраске, сварке, разделке на заготовки и прочей деятельности, важно произвести зачистку металла.
В профессиональной среде это довольно привычный и рядовой процесс, который часто выполняют с помощью специального промышленного оборудования:
- Химико-термическая – с предварительным прогревом металла или без него, металл подвергают обработке огнем или щелочным расплавом, вследствие чего коррозия и шелушения старого покрытия выгорают;
- Лазерная очистка – довольно дорогая и используется чаще при реставрации винтажных изделий (конструкций);
- Абразивной дробью – для этого используют пневматический пескоструйный пистолет, компрессор и специальный абразивный материал – песок, металлическая дробь и т.д.;
- Пневмозубило – идеальный вариант для зачистки сварных швов, а также для удаления окалин и других дефектов после сварки.
Но как быть, если в домашних, бытовых условиях нет подходящего оборудования? Как убрать ржавчину с металла перед покраской в типичных гаражных условиях, если нет ни компрессора, ни другого промышленного оборудования, а для ручной зачистки слишком большой объем?
Для этого существует более простой и доступный способ – использование базовых инструментов домашнего мастера: болгарка (угловая шлифмашинка) или дрель. А для них – специальные диски для зачистки металла.
Такой способ гарантированно принесет успех, ведь болгарка или дрель наверняка найдутся в инструментальном арсенале, а работать ими так легко и привычно. Главное – правильно подобрать насадку.
Диски для зачистки металла: виды, применение
На сегодняшний день существует несколько видов зачистных дисков, у каждого из которых свое назначение. Попробуем разобраться в особенностях каждого из них.
Зачистные насадки на дрель, как правило, предлагаются маленького размера, а значит, большую площадь обработать с помощью дрели будет проблематично. Дрель отлично справляется с зачисткой и шлифовкой сварных швов, а также с обработкой поверхностей в труднодоступных местах.
Зачистка металла перед сваркой и покраской болгаркой осуществляется с помощью специализированных абразивных зачистных дисков на УШМ, при этом иногда обработка диском производится со специальной абразивной пастой.
По форме диски различают:
- Прямые – плоская насадка;
- Тарельчатые – на диске есть вогнутость по центру.
Проволочные (крацовочные) щетки – насадки со щеткой из металлической проволоки, иногда витой. Идеальны для зачистки старой краски, ржавчины.
Лепестковые – мелкоабразивные зачистные круги, применяемые для грубой первичной зачистки. Средства для обезжиривания поверхности металла перед покраской? Диск представляет собой часто насаженные абразивные отрезки, напоминающие лепестки.
Заточные – толщиной не менее 5мм и с углублением внутри. Позволяют зачищать сварные швы и затачивать режущий инструмент.
Иногда по незнанию того, как правильно удалить ржавчину с металла, мастер может использовать и обычные плоские отрезные диски для зачистки и шлифования. Но такой неправильный подход часто приводит к нежелательным последствиям:
- Выход из строя болгарки вследствие перегрева;
- Неравномерный износ диска, что может привести к травмам оператора и порче электроинструмента;
- Часто некачественная зачистка;
- Быстрый износ диска, разлом, растрескивание.
Правильный подбор диска по назначению, по диаметру и габаритам поможет убрать ржавчину с металла, зачистить металл от старой краски, предыдущей обработки и прочего. Несмотря на то, что зачистная поверхность кругов приходится на края, диски захватывают большую площадь. Это позволяет ускорить процесс подготовки металла в несколько раз.
Как правильно зачищать металл шлифовальными кругами
Схема очистки металла зубилом от мелких дефектов ясна и очевидна – пневматическое зубило за доли секунд удалит мелкие трещинки и выпуклости, зажимы, закаты, окалины.
А зачистка металла абразивным диском требует индивидуального подхода и соблюдения некоторых простых правил:
- Для зачистки стальных и бронзовых поверхностей используют специальные корщетки со стальной проволокой толщиной 0,05 – 0,4мм.
- Для зачистки медных и никелевых деталей используют щетки с проволокой из сплава (медь+никель+цинк) и толщиной 0,15 – 0,25 мм.
- Детали из латуни зачищают щетками с проволокой из латуни или меди толщиной 0,15 – 0,2мм.
Зачистка производится зигзагообразными движениями по направлению сверху вниз. Направление зачистки практически не влияет на ее качество, но может ускорить процесс. Иногда зачистка-шлифование происходит вращательными движениями по кругу.
С количеством приобретенных навыков, мастер самостоятельно выбирает наиболее удобную схему зачистки и шлифования.
Когда металл зачищен и ярко блестит чистой и гладкой поверхностью – можно приступать к следующему этапу подготовки к покраске, но это уже совсем другая тема.
Механические методы очистки металла . как правило, позволяют получить хорошо очищенную поверхность с равномерной шероховатостью, что способствует отличной адгезии лакокрасочной пленки. При этом методе используются ручные или механизированные инструменты — стальные щетки и шлифовальные машинки. Также очистка может производиться с помощью абразивных составов на основе песка, дроби или же смеси песка и воды.
- Для начала промойте металлическое изделие любым моющим средством, сполосните металл и высушите.
- С 250 мл теплой воды смешайте около 5 столовых ложек щавелевой кислоты.
- В этот раствор поместите поржавевшее металлическое изделие примерно на 20 минут и потрите его зубной щеткой.
- По окончанию хорошенько промойте и высушите изделие.
Но как быть, если в домашних, бытовых условиях нет подходящего оборудования? Как убрать ржавчину с металла перед покраской в типичных гаражных условиях, если нет ни компрессора, ни другого промышленного оборудования, а для ручной зачистки слишком большой объем?
Тщательная очистка металлических поверхностей от ржавчины и загрязнений – залог того, что адгезия краски с железом будет максимальной, что поможет избежать ее отслаивания, увеличит срок службы и, как следствие, обеспечит надежную защиту металла от коррозии.
Если нужно выполнить зачистку небольших металлических участков перед нанесением краски, достаточно воспользоваться простыми проволочными щетками. Также при помощи этих ручных инструментов выполняется первичная обработка металла. Как шпаклевать деревянные поверхности перед покраской?
Правда, данный вариант не лишен определенных недостатков: во время работы образуется большое количество пыли, а полученный результат далек от идеального, даже если вы все делаете правильно.
- хорошим средством снятия ржавого налета является 5% водный раствор серной или соляной кислоты. Но к ним в обязательном порядке добавляется ингибитор, способный замедлить реакцию. Важно понимать, что категорически не рекомендуется использовать кислоты без него, поскольку это может повредить не только сталь, но и негативно повлиять на человеческий организм. К соляной кислоте добавляют уротропин, к ортофосфорной – винную кислоту или бутиловый спирт;
- сильно пораженные поверхности обрабатываются смесью молочной кислоты и вазелинового масла. Под влиянием кислоты ржавчина превращается в лактат железа, который как соль легко растворяется вазелиновым маслом. По окончании работ деталь протирается ветошью.
Как и чем убрать ржавчину с металла: современные препараты и народные средства
Ржавчина не только портит внешний вид металлических изделий, но разрушает их. В этой статье мы рассмотрим методы борьбы с этой напастью, высокотехнологичные и бытовые
Казалось бы, лучше всего снять ржавчину вручную, вручную, при помощи ножа, щетки с металлической щетиной, наждачной бумаги. Или воспользоваться шлифовальной машинкой с абразивным диском, если случай запущенный. Но, усердно работая инструментами, легко усугубить ситуацию. Металл, и без того поврежденный коррозией, может разрушиться еще больше. Хорошо, что есть щадящие способы.
Существуют специальные препараты, растворяющие ржавчину, но не повреждающие «здоровый» металл. К ним относятся, в частности, кислотные и щелочные растворители. Они глубоко проникают в толщу коррозионного слоя и растворяют его. Эпоксидные и латексные препараты работают по тому же принципу, но при этом они еще и создают на поверхности защитную пленку, которая защищает металл от дальнейшего окисления. Говоря проще, они не позволяют ржавчине появляться вновь.
Средства для удаления ржавчины
Растворители ржавчины — химически активные реагенты, требующие соблюдения мер безопасности. Работать с ними нужно только в защитных перчатках и респираторе
К сожалению, нередко случается так, что коррозия проедает металл насквозь. В этом случае выходом из положения может стать так называемый преобразователь ржавчины, выпускаемый, как правило, в виде аэрозоля. Препарат превращает окислы в темно-коричневое вещество, довольно прочное и химически нейтральное. Преобразователи ржавчины хороши еще и тем, что затекают в углубления и щели, которые невозможно зачистить при помощи скребка или наждачной бумаги.
И все же преобразователь — не панацея. С очень толстым слоем окислов он, скорее всего, не справится. Кроме того, препарат лишь уплотняет ржавчину, и пораженная коррозией поверхность остается шероховатой и бугристой. Это будет заметно даже после окрашивания.
Преобразователи ржавчины разумно использовать в тех случаях, когда коррозией поражен относительно небольшой участок металлической поверхности
Кроме того, производители предлагают нам довольно широкий выбор красок и эмалей «три в одном», которые нейтрализуют ржавчину и упрочняют пораженный участок. Если процесс коррозии еще не зашел далеко, это вполне может стать выходом из положения.
Краски и эмали по ржавому металлу
У всех растворителей, преобразователей, красок и грунтовок, предназначенных для борьбы с коррозией, есть существенный недостаток — они довольно дороги. Не каждый будет держать их в подсобке просто на всякий случай. Но что делать, если нужно срочно очистить от ржавчины металлический предмет, а под рукой нет специального средства? Ответ очевиден — воспользоваться народными средствами. Их на удивление много, так что мы ограничимся перечислением наиболее эффективных и безопасных.
Например, неплохо справляется с ржавчиной белый уксус. Металлическое изделие нужно просто положить в емкость с жидкостью на несколько часов, а после соскрести размягченный слой окислов и промыть поверхность водой. Если предмет слишком большой и не поместится ни в ведро, ни в таз, можно протереть его смоченной в уксусе тряпкой.
Еще один вариант — лайм (лимон) с солью. На поврежденную поверхность насыпают горку соли, выдавливают на нее цитрусовый сок, и оставляют на несколько часов. Размягченную ржавчину можно стереть кусочком цедры.
Для очистки проржавевших инструментов часто используют дизельное топливо, погружая их в ванну с жидкостью приблизительно на сутки
Неожиданный дуэт — картофель и хозяйственное мыло. Нужно разрезать клубень пополам, посыпать срез измельченным на терке мылом и положить на ржавое пятно. Через несколько часов его можно будет отчистить.
Довольно хорошо показала себя пищевая сода, разведенная водой до состояния пасты. Можно также сделать ванну из растворенной в воде порошковой лимонной соды. Коррозирующий предмет погружают в нее на 10-12 часов (не стоит удивляться тому, что поначалу жидкость будет пузыриться) а утром споласкивают и вытирают насухо.
Завершая тему, отметим, что намного проще предотвратить появление ржавчины, чем бороться с ней. Поверженные коррозии предметы нужно оберегать от воздействия влаги. Желательно, а порой и просто необходимо грунтовать и окрашивать их, причем не простыми декоративными составами, а теми, что предназначены именно для металла.