АКБ: как ухаживать за аккумулятором? почему разряжается?
Казалось бы, технологии шагают вперед и автомобильные АКБ должны меньше беспокоить нас. Однако, одновременно с прогрессом в производстве источников тока возрастает и нагрузка на них. Вот почему продуманный выбор АКБ и грамотное обращение с ней является необходимым условием правильной эксплуатации машины.
Почему современная АКБ должна отдавать больше энергии?
По-прежнему ключевая задача аккумулятора – обеспечить запуск и поддержку работы двигателя. Однако в современном автомобиле существует еще достаточно много “жадных” к электроэнергии систем, функционирование которых должен обеспечить аккумулятор. Вспомним хотя бы подогревы окон и сидений, сигнализацию, бортовую аудиосистему, автономный отопитель салона, GPS-систему и систему защиты оборудования от грызунов.
Как учитывать это при выборе аккумулятора?
Важно подбирать ту модель, которая может покрыть все потребности электрооборудования, однако прямой зависимости от количества потребителей нет. Так, если купить дорогую модель АКБ для относительно простого авто, то часть потенциала батареи просто не будет использоваться. Потребитель переплатит там, где можно было обойтись меньшими деньгами. И маститые производители учитывают этот фактор, например, в Bosch есть бюджетная линейка S3, которая подойдет для авто с небольшим количеством потребителей. А линейка S5A может удовлетворить потребности в энергии авто премиального класса с системами старт-стоп и другими энергоемкими технологиями.
Все ли также влияют на работу АКБ погодные условия?
Конечно, техника ушла далеко вперед, однако по сути основные принципы работы АКБ остались без изменений, однако на состояние и заряд АКБ в холодное время года влияют несколько факторов. Следует учитывать, что на запуск холодного двигателя нужно больше тока с АКБ, которая из-за того, что поездки по городу обычно непродолжительны, очень часто недозаряджаеться полностью. А это приводит к необратимым изменениям в самом аккумуляторе, к сульфатации, когда части пластин покрываются нерастворимыми сульфатами и становятся непригодными для дальнейшего использования.
Постоянно разряженная на морозе батарея имеет еще одну опасную особенность. В разряженном аккумуляторе плотность электролита падает, и он, как обычная вода, может на холоде просто замерзнуть и разрушить корпус аккумулятора. И если полностью заряженная батарея замерзнет при температуре -65 градусов по Цельсию, то разряженная – уже при -5 градусах по Цельсию.
Влияет ли на свойства АКБ ее хранение на складе до дня продажи?
В этом случае приходится иметь дело с укоренившемся ошибочным мнением. Современная АКБ, после изготовления на заводе с использованием кальциевой технологии, может храниться длительное время – 18 месяцев и более, при соблюдении условий хранения на складе (сухое прохладное место с температурой 10-15 С) и надлежащем контроле состояния батареи. Важно состояние АКБ при продаже, а дата изготовления не имеет принципиального значения. Здесь потребитель должен обращать внимание на репутацию и возможности дилера, у которого он намерен приобрести батарею. Кроме того, начало действия гарантии на аккумуляторы уважительных производителей приходится на дату продажи, ни в коем случае не на день производства.
В начинке современного автомобильного аккумулятора – одни высокие технологии, однако ему все также желаем периодический уход.
Так сколько лет служит современная автомобильная АКБ?
Что касается самого срока службы батареи, то здесь не существует каких-то определенных ограничений. Чем бережнее и грамотнее обращаться с АКБ, тем дольше она прослужит. Существуют примеры использования качественного аккумулятора на автомобиле в течение и 8, а также 13 лет.
Продлевает ли жизнь аккумулятора малый пробег автомобиля?
Скорее наоборот! Вполне реальна ситуация, когда батарея без применения находится не на складе дилера, а под капотом автомобиля, который долгое время простаивает. Иногда такую батарею даже возвращают продавцу с претензиями на брак производства, однако специалисты легко определяют подобную уловку по внешнему виду АКБ (например, по “сдутому” зимой корпусу) и другим признакам.
Так как предотвратить преждевременное старение акумуляторной батареи?
Специалисты настоятельно рекомендуют регулярно проверять заряд аккумулятора, и если он составляет менее 12,5В, дозаряжать его до уровня 12,7В. Для этого можно использовать автоматические зарядки, требующие от водителя минимум внимания. Полностью заряженный аккумулятор не подведет владельца в суровые морозы и прослужит дольше.
Если автомобиль не очень новый, стоит установить в салоне часы, термометр, тахометр или иной комбинированный прибор с вольтметром.
При условии правильной эксплуатации АКБ и своевременной профилактики срок исправной работы может быть очень длинным. При этом, даже если батарея новая и работает не больше года – следить за ее состоянием нужно обязательно.
Обидно, досадно, но такое бывает: АКБ, которую вы бережете как зеницу ока, сама собой разряжается за несколько ночей. А ведь часто вопрос можно решить своими силами, без помощи высокооплачиваемого профессионального электрика.
Так называемая утечка тока в некоторых случаях диагностируется только в условиях мастерской. Но чаще причина хронической разрядки автомобильного аккумулятора во время стоянки обнаруживается гораздо меньшими усилиями. Поэтому сначала попробуйте разобраться с проблемой своими силами, и только если вопрос не решится, запасайтесь временем и средствами для визита к профессиональному электрику.
Прежде чем искать пути утечки тока в машине нужно убедиться, что АКБ полностью исправна и что она заряжается при работе двигателя.
Но для начала давайте условимся, что причина не в самом аккумуляторе, то есть что он совершенно исправен. Для этого оставьте его в состоянии покоя со снятой клеммой – если за те же несколько дней он не разрядится сам собой, значит проблему нужно искать в автомобиле.
А если даже с отключенными клеммами (клеммой) АКБ сядет до напряжения ниже 12,0 – 12,3 вольт, значит батарея уже настолько старая, что ее пластины покрылись слоем сульфата или осыпались. Такой аккумулятор придется выбросить.
Как проверить, где утечка тока
Итак, убедившись, что сама АКБ в порядке, начинаем присматриваться к машине.
— Освещение салона. Проверьте, все ли лампы выключаются после того, как вы закрыли все двери, крышку багажника и капот. Напоминаем, что плафоны освещения могут быть в салоне (от одного до трех-четырех) и багажнике, реже – в бардачке, и совсем редко – под капотом. Если неисправен один из управляющих этими лампами концевых выключателей, свет будет гореть даже в ваше отсутствие – и посадит батарею за несколько дней.
Непогасший свет в салоне или багажнике – самая распространенная причина таинственной утечки энергии из аккумулятора.
— Что-то меняли? Вспомните, когда началась проблема с ночной разрядкой АКБ. Не устанавливали ли некое дополнительное оборудование, не обращались ли на СТО с какой-то иной проблемой электрики или электроники? Если нечто подобное было, имейте в виду: мастер-инсталлятор или ремонтник СТО мог что-то подключить неправильно, так, что некое устройство на борту потребляет ток даже когда машина оставлена на парковке.
У некоторых моделей розетки в салоне и багажнике всегда остаются подключенными к бортовой сети, что может привести к разрядке АКБ.
— Проверьте все розетки в автомобиле – в подлокотниках, в задней части салона, в багажнике. Возможно, ваши пассажиры оставили включенным в гнездо какой-то потребитель, который понемногу «сосет» энергию в ваше отсутствие – «зарядку» телефона или навигатора, плеер, фонарик. Этот вариант касается только тех машин, у которых розетки прикуривателя остаются под напряжением при отсутствии ключа в замке зажигания.
При неграмотном подключении дополнительных гаджетов они могут потреблять энергию и в положении замка зажигания “Все выключено”.
— Изучите поведение магнитолы. Некоторые недорогие головные устройства аудиосистемы потребляют заметный ток (часы, индикаторы на экране, ячейки памяти) даже в выключенном состоянии, а полностью отключаются лишь при снятой лицевой панели.
После инсталляции головного устройства аудиосистемы стоит проверить, в каких режимах она отключается полностью.
— Тип батареи. Убедитесь, что на вашей машине стоит аккумуляторная батарея той емкости и типа, которые рекомендует автопроизводитель. У современных машин может быть несколько штатных систем, которые потребляют ток и в «состоянии покоя» — например, ультразвуковой излучатель, который отпугивает грызунов, или охранная система. Если на такую машину установлен аккумулятор меньшей емкости, то ему может не хватить запаса энергии для работы этих систем во время длительного пребывания машины на парковке.
- Резиновое покрытие: идеальное, долговечное и безопасное
- Лебедки: усовершенствованные ручные модели для дома и производства
- Как выбрать распредвал для улучшения работы двигателя
- Услуги электротехнической лаборатории: безопасность и проверка электрооборудования
- Как выбрать кондиционер: оптимальное соотношение цена-качество