Что необходимо знать о маркетплейсах
Стремительно быстро меняется мир и развиваются технологии, что в свою очередь меняет бизнес, продажи, рекламу, логистику и прочее. Традиционный маркетинг постепенно уходит в прошлое, а на его место приходят электронные торговые площадки и прайс-агрегаторы, которые называются маркетплейсами: https://agilie.com/blog/how-to-build-peer-to-peer-marketplace-website-we-share-our-experience
Если коротко, маркетплейс — витрина c товарами разных продавцов. Такой формат дает поток посетителей и поддержку в наращивании объемов продаж.
С продавца на маркетплейс переходит ответственность за то, чтоб интерфейс был понятен, пользоваться было легко, торговая площадка работала исправно и всегда была доступна онлайн, чтоб все операции, в том числе числе и денежные переводы, были отслежины и зафиксированы.
Обязанностями продавца будут: производство, мерчендайзинг, ценообразование, поставка и доставка.
Для многих, ставших крупными, игроков на поприще электронной коммерции именно переход к модели работы в формате маркетплейса стало решающим шагом к расширению.
Структура маркетплейса
- Витрина (каталог товаров),
- Кабинет покупателя (аналогично любому интернет-магазинy),
- Кабинет партнёра — с помощью него поставщик размещает свои товары, контролирует оборот, получает аналитику по продажам.
Классический маркетплейс не занимается формированием заказа и его доставкой, только принимает заявку от покупателя и передаёт его продавцу. Но на самом деле существует множество вариантов распределения ролей между платформой и поставщиком, правил оплаты и других условий сотрудничества.
Виды маркетплейсов
По участникам:
- B2B (Alibaba, Allbiz).
- B2C (AliExpress, Booking.com, Amazon).
- C2B («Фрилансим», Upwork).
- C2C (BlaBlaCar, Etsy, Couchsurfing).
Обозначения: «С» — client, «B» — business, то есть «C2B» — client to business. Это случай, когда посредством платформы клиент (частное лицо) ищет для себя бизнес (источник получения заказов).
От того, кто, кому и что она продаёт, будут зависеть масштабы и специфика платформы.
По условиям работы с поставщиками:
- Маркетплейс — агрегатор товаров (может собирать, систематизировать, сравнивать данные о товарах от разных продавцов, а далее посетитель-покупатель переходит для совершения дальнейших действий на сайт продавца).
- Маркетплейс и поставщик сотрудничают в соответствии с контрактом, что описывает взаимные обязательства и список услуг, предоставлямых торговой площадкой продавцу (через маркетплейс можно сразу совершить покупку и часто даже заказать доставку).
Маркетплейс – это сложный интернет-проект. Точное следование процессу его создания упрощает проект и снижает риски.
Последовательность создания маркетплейса (pазработка с начала):
- Концепция проекта
- Грубая оценка проекта
- Уточнение начальной версии проекта, формирование технического задания (ТЗ)
- Подробная оценка по ТЗ.
- Разбивка проекта на этапы
- Введение в эксплуатацию
- Сопровождение
- Продвижение маркетплейса
Если хотите создать эффективно и качественно работающую площадку, то лучше обратиться к специалистам, имеющим опыт разработки подобных систем для различных операционных систем, веб-сайтов и мобильных версий.