Как состарить медь в домашних условиях?

Как состарить медь в домашних условиях?

Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы своими руками

Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Патинирование и оксидирование

Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей. Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование. По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.

Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.

Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами

Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени. Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины. Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.

Подготовка к обработке

Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности. Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека. Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция. Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.

Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки. Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного

Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.

Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:

  • одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
  • полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
  • дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.

Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов.

Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:

  • меди;
  • стерлингового серебра;
  • бронзы и латуни.

Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:

  • медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
  • латунь и бронза – нежно-золотистый.

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.

Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.

Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.

Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Чтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.

Способы придания медным изделиям старинного вида

Старинная медная чаша

Но чтобы добиться красивого оттенка патины необязательно ждать несколько лет, можно состарить изделие искусственно. Способов для этого существует много. Можно подобрать для себя любой, который будет лучше всего подходить.

Основные инструменты

Применение различных способов состаривания подразумевает использование некоторых инструментов или подручных средств. Но есть универсальные предметы, которые используются при любом методе:

Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера из меди

  • само изделие, тщательно обработанное;
  • плотные резиновые перчатки;
  • защитные очки для безопасности глаз;
  • средство для состаривания (уксус, аммиак, приготовленные растворы, ацетон, нашатырный спирт);
  • мыло или просто вода для очистки;
  • магнит для проверки состава;
  • горячая обработка (фен или любое другое нагревательное средство);
  • кисть;
  • специальная ёмкость (ведро, жестяные банки, пластиковые баночки);
  • средства для полировки и шлифовки (губка, тряпочка).

Использование нашатырного спирта

Перед началом работы нужно обработать медное изделие надфилем (специальный напильник для ювелирных работ) – такая подготовка помогает очистить вещь от грязи и привести её в порядок. Для обработки нашатырным спиртом понадобятся: само средство обработки, любая ёмкость с плотно закрывающейся крышкой, ватный диск и крышечка размером с него.

Таблица марок медных изделий известного бренда под старину

Ватный диск нужно вложить в маленькую крышечку, тщательно пропитать нашатырём и положить вместе с медным изделием в герметичную ёмкость. Через 10 минут можно увидеть, как медная вещь состарилась. При открывании ёмкости не стоит забывать, что можно почувствовать сильный запах спирта, поэтому лучше использовать защитную повязку.

Применение уксуса

Для того, чтобы состарить медную вещь при помощи уксуса, нужно тщательно её подготовить. Процесс подготовки состоит из нескольких этапов:

Состарить медь можно в уксусе

  • если медное изделие покрыто слоем лака, то его нужно снять. Для этого нужно либо подержать изделие в ёмкости с ацетоном, либо тщательно обработать кисточкой с тем же средством;
  • далее, медную вещь нужно залить горячей водой и промыть, чтобы лак сошёл окончательно;
  • если же медная вещь не имеет никакого дополнительного покрытия, то будет достаточно просто помыть ее с мылом;
  • процесс состаривания нельзя начинать, если изделие недостаточно просохло. Для ускорения сушки можете воспользоваться феном, но перед этом убедиться, что на меди не осталось никаких следов защитного покрытия, иначе медное изделие может загореться.

После того как подготовительный этап завершен, можно начать обработку уксусом. Большим плюсом такого метода является то, что при этом не нужно работать с вредными веществами и уксус всегда есть под рукой на кухне.

Как и в случае с ацетоном можно либо окунуть изделие в уксус, либо нанести его на кисточку и тщательно обработать вещь. Также если необходимо получить патину зелёного оттенка, то можно добавить ложку соли в уксус. После того как достигнут желаемый результат, медную вещь нужно промыть в тёплой воде и провести мягкую сушку при помощи полотенца.

Состаривание с серым оттенком при помощи серной печени

Для начала вам нужно приготовить серную печень. Это можно сделать следующим образом:

Серная печень (полисульфид натрия)

  • смешать порошок серы и поташ в составе 1:1 в жестяной банке, поставить смесь на огонь;
  • после того как смесь начала плавиться и темнеть, начинается процесс спекания;
  • через 15 минут жестяную банку нужно убрать с огня и дать смеси немного остыть.

Теперь можно приступать к подготовке раствора для того, чтобы начать патинирование и состарить медную вещь. Смешать 3 г соли и 3 г остывшей серной печени в 1 л воды. Тщательно перемешать раствор и опустить в него медное изделие. Когда медь приобрела необходимый серый оттенок, можно доставать изделие, затем промыть водой и высушить.

Применение готового раствора для состаривания

Этот метод является самым быстрым, поскольку само средство не нужно готовить самостоятельно, оно продаётся в готовом виде. Поскольку раствор для состаривания содержит в себе вредные для кожи вещества, не стоит забывать надевать перчатки и защитные очки.

Средство Brass Black Metal Finish для состаривания меди, производитель — американская компания Birchwood Casey

В разных растворах может быть разная информация по поводу того, в каких количествах следуют разводить жидкость, но всегда нужно следовать той инструкции, которая указана на этикетке купленного средства.

Когда подготовительные процессы завершены, можно начинать обрабатывать медное изделие. Для этого нужно несколько раз опустить медную вещь в раствор под разными углами, чтобы вся поверхность изделия была покрыта средством. Необходимо следить за тем, чтобы не было пузырьков, поскольку потом на их месте могут остаться светлые пятна.

Проделывать эту процедуру следует пока не получится нужный цвет. Передержка или, наоборот, слишком раннее поднятие изделия из раствора не является проблемой, так как при передержке можно обработать его скребком, а в случае, если нужный цвет не достигнут – опустить в средство снова. По окончании процесса медь должна быть высушена и обработана лаком, если нужно закрепить достигнутый результат.

Использование аммиака

Из всех представленных средств аммиак является самым едким веществом, но он лучше всех может состарить медь и даёт патину коричнево-зелёного оттенка. Минусом применения этого средства является то, что этот газ испаряется, из-за чего обработку им нужно осуществлять чаще, чем другими веществами. Для использования этого способа понадобится: сам аммиак без примесей, герметичное пластиковое ведро, небольшие деревянные бруски.


Патинирование или старение медных монет

  • на дно ведра положить бруски таким образом, чтобы получилась небольшая, но устойчивая платформа;
  • налить в ведро аммиак, не доводя его уровень до верхней поверхности платформы;
  • поставить на деревянную конструкцию медное изделие так, чтобы оно крепко держалось на платформе. Если же оно упадёт с неё, то его нужно просто достать, промыть водой и снова разместить на брусках;
  • плотно закрыть ведро и проверять готовность каждый час. Обычно процедура занимает несколько часов. Во время проверки появления нужного оттенка нельзя вдыхать пары аммиака.

Сушка, как и в случае с другими способами, является обязательным и завершающим этапом состаривания. Сушить можно и естественным путём, не используя фен и другие горячие методы.

Покрывать лаком изделие не стоит, так как придётся периодически его снимать, потому что, как было сказано выше, обработка аммиаком осуществляется многократно в течение использования медной вещи.

Применение сернистого аммония

Медь нужно поместить в раствор серного аммония

Для того чтобы состарить медь можно использовать вещество сернистого аммония, смешивание которого с другими веществами может придать изделию патину разных оттенков:

Набор для состаривания поверхностей медных изделий фирмы Idigo

  • светло-коричневый – в одном литре воды смешиваются 5 г раствора сульфида аммония 18%, 124 г дихромата натрия, 15 г кислоты азота с плотностью 1 г на 1 см 3 , 5 г соляной кислоты. Смесь наносится кисточкой на изделие, смывается через 5 часов, а после высыхания повторить ещё 2 раза эту процедуру;
  • тёмно-коричневый – в одном литре воды смешиваются 9 г персульфата аммония и 50 г едкого натра. Раствор нагревается до 95 градусов. Изделие опускается в раствор на 5-25 минут в зависимости от желаемой насыщенности цвета, промывается, сушится. Процедура повторяется 3 раза.

Использование других различных веществ, которые помогают состарить предмет и дают патину разных оттенков:

  • золотистый – в одном литре воды смешиваются 1 г сульфида меди, 180 г едкого натра и 180 г молочного сахара. Раствор нужно греть 15 минут до 90 градусов. После чего в него опускается изделие также на 15 минут, а потом сушится.
  • золостисто-коричневый с малиновым отблеском – в одном литре воды смешиваются 50 г медного купороса и 5 г марганцово-кислого калия. Смесь нагревается до 80 градусов, а изделие держится в ней до получения необходимого результата.

Полезные советы

Если вы не являетесь специалистом в области химии, то вам лучше воспользоваться готовыми средствами для состаривания меди или наиболее простыми способами (применение уксуса, например). Обывателю будет сложнее уловить необходимость тех или иных пропорций и не ошибиться в создании нужного раствора.

Золотистая патина на медной монете

Если же имеется опыт в работе с химическими веществами, можно попробовать применять приготовленные растворы сначала на отдельных частях медного изделия, чтобы не делать патинирование заново при каждом неудачном результате.

Нужно избегать растворов с содержанием любого гипохлорита, поскольку это вещество очень сложно контролировать в домашних условиях и неосторожное его применение опаснее всего скажется на здоровье.

При использовании любого метода нужно помнить о своей защите: длинные перчатки и защитные очки нужно надевать обязательно.

Для закрепления результата можно использовать воск или парафин: они лучше лака убираются потом, когда понадобится проводить процедуру повторно. Это будет более уместно в том случае, если для состаривания был выбран метод с использованием аммиака.

Если есть сомнения в том, является ли изделие медным или нет, нужно отнести его в антикварную лавку. Специалист быстро сможет определить, из какого металла изготовлен предмет. Также можно проверить состав изделия, поднося к нему магнит. Если вещь прилипает к магниту, то скорее всего, это не медь, а всего лишь медное напыление, нанесённое на металл. В этом случае также можно состарить изделие, исключив при этом грубую обработку.

Видео: Патинирование меди в домашних условиях

Способы и правила патинирования меди

Патинирование меди, или оксидирование, — это создание на поверхности металла искусственной оксидной пленки. Его применяют для состаривания медных и латунных украшений, предметов интерьера из бронзы (например, деталей шкатулок или мебели, статуэток). Антиквары обрабатывают монеты, чтобы придать им аутентичный вид после чистки, когда натуральная патина повреждена или ее пришлось снять.

По составу искусственные оксидные пленки аналогичны атмосферной патине, но некоторые из них легко стираются, поэтому их покрывают лаком. Есть несколько способов обработки металла для нанесения на него пленки оксида, при этом патинирование латуни и меди проводят одинаково:

  • Химический (обработка химреактивами). Часть растворов токсична или работа с ними требует соблюдения сложной технологии; другие можно без боязни использовать дома.
  • Электрохимический (обработка в ванночке с электролитом).
  • Термический (воздействие огнем).

Перед началом работы предмет очищают, обезжиривают спиртом или средством для посуды, промывают и высушивают. Изделия с рельефными деталями и монеты после обработки не протирают тканью, а сушат в опилках. Ткань стирает непрочные пленки, а в углублениях остается влага, и цвет в них продолжает меняться, хотя и менее интенсивно.

Быстрые способы

1) Патинирование меди в домашних условиях можно проводить всеми способами, однако самый простой из них — термический. Если водить струей огня по поверхности металла, получаются радужные разводы от бледно-желтого и оранжевого до лилового — по мере нагрева окраска металла становится темнее. Если у вас нет ювелирной горелки, зажмите украшение в плоскогубцах и «обмакивайте» его в краешек пламени на конфорке кухонной плиты. Опустите раскаленную деталь в воду, и «цвета побежалости» зафиксируются, а чтобы окраска не стиралась, ее покрывают лаком.

2) Для простого химического патинирования используют серную мазь. Наложите слой мази на деталь и оставьте на 3-4 часа, а потом вымойте ее мылом или средством для посуды.

  • Серная мазь очень жирная, поэтому не применяйте ее для предметов с рельефом: из углублений трудно убирать ее остатки.
  • При окислении меди на воздухе образуется темная и неустойчивая к истиранию патина. Наносите состав на предметы, погруженные в воду, смазав их вазелином: мазь ляжет равномернее, а оттенок будет слабее.
  • Чтобы снять неудачную патину положите украшение или монету на 10 минут в теплый раствор лимонной кислоты или отмойте хозяйственным мылом под струей воды.

3) Безопасный и действенный способ облагородить цвет брошки, кольца, монеты — использовать вареное яйцо. Дайте ему остыть, поместите в пакет, разомните вместе со скорлупой и положите в смесь обезжиренный предмет. Через полчаса на украшении появится «налет старины», а 5-6 часов выдержки дадут прочную радужную патину.

Состав с серной печенью

Серной печенью, или печеной серой, называют сернистое соединение натрия или калия, полученное сплавлением порошка серы с поташом (древесной золой) либо содой. Она продается в магазинах химреактивов в виде гранул, порошка или геля. Состав с содой можно приготовить самостоятельно:

  • расплавьте 20 г серы и добавляйте в нее соду, пока смесь не перестанет пузыриться;
  • долейте 50 мл воды, перемешайте и кипятите 2 минуты.

Когда жидкость отстоится и остынет, ее сливают, оставляя осадок, и хранят в холодильнике в закупоренной непрозрачной банке 2-3 дня. Для раствора из покупного сырья берут 10-20 г порошка либо гранул на литр воды, а гель наносят в неизменном виде или разбавляют. В подогретой жидкости реакция идет активнее, но можно прогреть под струей горячей воды саму деталь и опустить ее в холодный раствор. Цвет пленки варьируется от красновато-коричневого, пурпурного, густо-лилового до черного и зависит от концентрации, температуры и времени выдержки.

Состав для чернения меди может испортить вставки в кольце, кулоне, сережках. Восприимчивы к реактивам жемчуг и некоторые камни — бирюза, агаты, яшма.

Оксидирование в парах аммиака

Нашатырный спирт, или 10 % водный раствор аммиака, применяют для тонирования меди в коричневый, оливковый цвет (в углублениях — до синего и черного), пятнистый голубой с вкраплениями меди. Если перед обработкой опустить деталь в раствор поваренной соли, на темной поверхности проступят ярко-голубые или темно-голубые вкрапления.

Гладкая поверхность предварительно шлифуется наждачной бумагой или шлифмашинкой с насадками: тогда пленка ляжет ровнее и ее тон будет однороднее. Фактурную поверхность не шлифуют — перепады тона в углублениях и шероховатостях создают дополнительный художественный эффект.

Каждый из вариантов патинирования меди в парах аммиака имеет свои недостатки и преимущества, на цвет пленки это не влияет. Учитывайте, что нашатырь способен повредить тонированные агаты, малахит, натуральный жемчуг, бирюзу. Он безопасен для кварцев (аметисты, цитрины), гранатов, стекла, камней Сваровски.

1) Раствор наливают в рюмку (один колпачок пластиковой бутылки), ставят на дно контейнера, вокруг раскладывают предметы для обработки и закрывают крышку. Медь темнеет через 30-60 минут и приобретает темно-оливковый цвет. Таким способом удобно оксидировать большое количество деталей, но из-за низкой концентрации аммиака в воздухе процесс может длиться от 4 до 6-8 часов для других металлов.

2) Деталь погружают в раствор. А если нужно состарить части украшения, вставки которого неустойчивы к раствору аммиака, их подвешивают в стеклянную емкость, на дно которой наливают нашатырный спирт. Для этого применяют проволоку сечением 0,4 или 0,3 мм: ее свободный конец выводят через дырочки в крышке. При этом способе оксидирование происходит за 10-15 минут.

Если подвесить предмет не получится, мелкие детали кладут на подставки из колпачков, а крупные закрепляют на каркасе из деревянных палочек. При таком способе обработки одновременно окрашивают меньше предметов.

Получив нужный оттенок, достаньте и промойте деталь. Иногда процесс проходится повторять, так как окончательный цвет патины проявляется, когда медь высохнет. Готовое украшение покрывают воском или лаком в аэрозоле, например, Krylon Matte Finish.

Патинирование в опилках

Для работы используют чистые отходы деревообработки. Опилки из клееной фанеры использовать нельзя, так как клей реагирует с патинирующим раствором. Таким способом на меди получают крапчатый розовый, голубой и черный оттенки, а на латуни — крапчатые золотой, зеленый или голубой, коричневый, черный. Раствор готовят из:

  • 16 грамм соли;
  • 300 мл (для латуни и других сплавов) / 600 мл (для меди) нашатырного спирта;
  • 700 мл воды.

Смешайте ингредиенты и пропитайте раствором опилки — они должны быть влажными, но не мокрыми. Поместите смесь в пластиковый контейнер, погрузите в них изделие, закупорьте емкость. Положите пару кусочков меди близко к поверхности смеси, чтобы по их цвету контролировать окрашивание, не касаясь обрабатываемого предмета.

Раствор можно использовать не только с опилками, но и с другими впитывающими влагу носителями: сухой листвой, сеном, наполнителем для кошачьих лотков. Время обработки зависит от того, в каком носителе окрашивается металл (для меди в опилках это 4-6 часов, для латуни — от 12 часов до суток) и от структуры носителя. Материалы с мелкой текстурой нельзя ворошить во время процесса, а изделие в листьях или сене нужно поворачивать, чтобы окраска шла равномерно.

Также на интенсивность цвета и другие параметры оксидной пленки влияют:

  • Пропорции нашатырного спирта и/или соли.
  • Увлажненность носителя. Если опилки недостаточно влажные, окрашивание будет слабым, если мокрые — крапчатой окраски не получится (поверхность меди стравится).

Промойте и высушите детали в сухих опилках. Готовая смесь пригодна в течение нескольких дней, а раствор в герметичной таре в холодильнике либо погребе хранится довольно долго.

Электрохимический способ

Цветное («радужное») электрохимическое патинирование применяют не для состаривания, а для декорирования изделий. Его оттенки зависят от напряжения, температуры электролита, времени воздействия, текстуры поверхности. Как источник тока можно использовать автомобильный аккумулятор: «плюс» подается на медную палочку-анод, «минус» — на обрабатываемую деталь.

Для приготовления электролита понадобится 60 г медного купороса; 90 г рафинада, 45 г каустической соды (едкий натр) и дистиллированная вода. Работать придется в резиновых перчатках, респираторе и защитных очках — раствор настолько едкий, что его можно было бы использовать для прочистки сантехники. Патинирование проводят с открытыми окнами в помещении с мощной вытяжкой.

  • Подогрейте 300 мл воды до 60-80 градусов, растворите в ней медный купорос и сахар.
  • В таком же количестве холодной воды растворите едкий натр, понемногу всыпая его в емкость (если всыпать порцию сразу, то вода закипит — при растворении NaOH в воде выделяется тепло).
  • К раствору едкого натра небольшими порциями и перемешивая доливайте раствор купороса с сахаром. Добавьте воды до литра.

Патинирование медной монеты

Получившуюся темно-синюю непрозрачную жидкость подогрейте до 80°С, опустите в нее украшение и выдержите минуту. После этого подавайте напряжение от 0,6 до 1,1 V, в зависимости от размера предмета (чем оно выше, тем быстрее реакция и темнее цвет). Так, при 0,7-1,0 V возникают золотистые с нарастанием к розовому оттенки; при 1,2-1,4 V — фуксиевые, которые переходят в зеленоватые; дальше идут синие и фиолетовые. После этого гамма повторяется, поэтому если вы не успели достать деталь, уловив нужную окраску, дождитесь очередного цикла.

Зависимость цвета патины от времени воздействия.

Время воздействия, секунд Оттенок оксидной пленки для меди
2 Коричневый
2-3,5 Фиолетовый
3,5-5,3 Синий
5,3-6,3 Голубой
6,3-8,5 Бледно-зеленый
8,5-12 Желтый
12-13 Оранжевый
13-15,5 Красно-лиловый
15,5-17 Зелено-синий
17-21 Зеленый
21-25 Розово-красный

Попробуйте рывком повысить напряжение до 1,7-2 V на 1-2 секунды. Цвет патинируемой детали может оказаться любым, но скорее всего, вы получите оксидную пленку с голографическим эффектом. В зависимости от угла, под которым на него смотрят, поверхность кажется то красно-фиолетовой, то зеленой.

Патина, полученная гальваническим способом, безопасна для кожи и довольно стойкая, но ее не помешает покрыть лаком, например, акриловым изоляционным Plastik 71. Он продается в магазинах для радиолюбителей («лак для печатных плат») и предназначен для защиты электронных компонентов от влаги и повреждений. В отличие от многих других составов, он не стирает и не меняет цвет оксидной пленки на патинированном металле.

Патинирование (состаривание) латуни и меди

Я написала статью на основе своего собственного опыта по состариванию латуни.

Надеюсь, эта информация будет кому-нибудь полезна.

Спасибо за подсказку Нюра! Ответить вам в личку не получилось у меня что-то.
______________
Итак:
В этой статье я хочу поделится собственным опытом по состариванию латуни. Латунь является сплавом меди и цинка, так что этот метод сработает и для медной проволоки.
Прежде всего озаботимся техникой безопасности. Наденем резиновые перчатки, респиратор (я просто повязала нос и рот полотенцем 🙂 и все работы будем проводить на воздухе, ну или хотя бы на балконе.
Нам также понадобится стеклянная банка (ее потом надо выбросить) и вода.
В первую очередь латунное или медное изделие надо подготовить — очистить поверхность от окислов и жира. Это легко сделать с помощью бензина, уайт-спирита или растворителя. Смочим этим веществом вату или хлопчатобумажную тряпку и хорошенько потрем изделие. Такая обработка уберет всяческие следы жира. Это очень важно, так как жировая пленка задержит реакцию патинирующего раствора с медью. Брать голыми руками изделие уже нельзя — на нем обязательно останутся следы пальцев и патина ляжет неровно.
Обработанное изделие промоем водой, отложим в сторонку и приготовим раствор.
Возьмем литровую стеклянную банку, нальем в нее воды около 600 миллилитров, температура не важна, но в горячей воде реакция должна пройти быстрее.
В воду всыплем примерно две столовые ложки с горкой хлорокиси меди. Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.
Раствор хлорокиси меди непрозрачен и имеет очень красивый сине-зеленый цвет. Размешаем его чем-нибудь ненужным.
Вольем в раствор около 100 миллилитров нашатыря. Его продают в аптеках, удобными флакончиками по 50 миллилитров.
Раствор готов, он пахнет ужасно, но мы не забыли надеть респиратор! Погружаем в него наше изделие и держим около 30 секунд. Вынимаем, осматриваем. Если нужный эффект не достигнут — процедуру повторяем. Для более равномерного результата советую помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе.

Точное время указать невозможно — все зависит от температуры и концентрации раствора а также от количества меди в сплаве. При заданных количествах в течение трех-пяти минут я получила то, что видно на фото ниже.
Теперь остается промыть изделие, высушить его и обозреть результаты своих химических опытов.

Патина полученная с помощью хлорокиси меди носит очень красивый оливково-коричневый оттенок.
Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.
Обычно изделия полируют, чтобы патина осталась только в углублениях орнамента.
прежде чем пользоваться трилоном — попробуйте отполировать изделие, большая часть патины сотрется. Как полировать: лучший помощник — оборотная сторона кухонной губки. Такой материал продается и в виде отдельных салфеток. Затем можно пройтись пастой ГОИ и суконкой.
Если вы полируете изделие, то рекомендую вскрыть его лаком, чтобы обнажившийся свежий металл на выступающих частях не позеленел со временем.
Так как я работаю с филигранной латунью плоскогубцами, то я покрываю лаком уже готовые изделия, ведь в процессе работы лаковое покрытие все равно будет испорчено. Лак не умеет сгибаться, он умеет трескаться :-).
Я пользуюсь чистым полиуретаном, произведенным в США. Он создает очень прочное, устойчивое к царапинам и износу покрытие. Не желтеет, не реагирует с кислотами и щелочами. После высыхания лак безопасен даже для грудных младенцев.

Лак применяется для дерева, камня и металла. На днях планируется провести эксперимент по использованию этого лака поверх полимерной глины.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Дача. Органическое земледелие (1394)
  • Валерий Медведев. Выращивание овощей. (50)
  • Огородные культуры (продолжение) (50)
  • Ягодные кустарники (50)
  • Выращивание цветов (50)
  • Интересный опыт. Огород — 2 (49)
  • Полезности — 2 (49)
  • Заболевания и проблемы (49)
  • Защищаем сад и огород от вредителей (49)
  • Выращивание рассады (49)
  • Удобрения, подкормки (49)
  • Интересный опыт. Огород. (48)
  • Полезности (48)
  • Огородные культуры (47)
  • Олег Телепов (43)
  • Сидераты, мульчирование (42)
  • Инсектицидные растения (38)
  • Полезности — 3 (36)
  • Зеленая аптека (36)
  • Посев семян (35)
  • Ваше плодородие. (34)
  • Календарь огородных работ (34)
  • Видео (31)
  • Декоративные кустарники, лианы (30)
  • Цветники (28)
  • Распопов Г.Ф. (26)
  • Сделаем сад красивым (23)
  • Теплица (23)
  • Выращивание цветов 2 (21)
  • Б.Бублик. «Ваше плодородие» (20)
  • Видео 3. (19)
  • О семенах (19)
  • Использование ЭМ-технологий в саду и огороде (19)
  • Смешанные посадки (19)
  • Выращивание винограда (18)
  • Удобрения, подкормки (продолжение) (17)
  • Защищаем сад и огород от вредителей (продолжение) (17)
  • Выращивание овощей на малых площадях. Япония. (17)
  • Выращивание рассады (продолжение) (16)
  • Видео 4 (14)
  • Садовые культуры (14)
  • Экзотика на наших грядках (12)
  • Родовое поместье Олега Сафронова (10)
  • Кузнецов А. Биотехнология природного земледелия (10)
  • Высадка рассады в открытый грунт и теплицу (9)
  • Ландшафтный дизайн (9)
  • Размножение растений (7)
  • Автор: robinzoid (7)
  • Интересный опыт. Сад. (7)
  • овощи на подоконнике (6)
  • Ягодные кустарники 2(продолжение) (5)
  • Полезные свойства овощей (4)
  • Грибы на даче (4)
  • Видео 2 (3)
  • Огородные культуры 3 (2)
  • Интересный опыт. Огород 3 (2)
  • Заболевания и проблемы — 2 (1)
  • вязание (1389)
  • журналы (923)
  • рукоделие (418)
  • кулинария (402)
  • МК от Александра Ильина (11)
  • дети (335)
  • разное (304)
  • для дома (262)
  • Для настроения (1)
  • Советую приготовить (234)
  • советую приготовить на зиму (39)
  • Сладкая выпечка (34)
  • Готовимся к Новому году (24)
  • Торты, пироженые (24)
  • Несладкая выпечка (16)
  • Мясные блюда (14)
  • Очень вкусное печенье (13)
  • Десерты (13)
  • Рыбные блюда (12)
  • Вторые блюда (11)
  • Закуски (10)
  • Прочее (9)
  • Салаты (4)
  • Кексы (4)
  • Завтраки школьника (3)
  • напитки (3)
  • Первые блюда (3)
  • компьютер (218)
  • делаем сами (209)
  • здоровье (188)
  • Мы есть то, что мы едим (13)
  • Полезные травы, овощи, фрукты (12)
  • Здоровое питание (3)
  • Видео. Здоровье (1)
  • дача (169)
  • фотоподборки (164)
  • это интересно (100)
  • флора и фауна (71)
  • из бумаги (47)
  • Новый год (47)
  • конфетные букеты (36)
  • из газет (25)
  • города и страны (22)
  • праздники (21)
  • квиллинг (17)
  • интересные люди (16)
  • юмор (14)
  • декупаж (6)
  • Наши дети (3)
  • (0)

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Как с помощью нашатырки состарить медь

Винтажная медь

Рассказывает Nessime с форума http://www.ufamama.ru

Люблю медь, люблю проволоку. В некоторых случаях медь выглядит лучше, если придать ей налет винтажности, состарить ее. Существует несколько способов состаривания (вареным яйцом, серной мазью), но самым, на мой взгляд, быстрым и легким является состаривание нашатыркой. Это не мое изобретение, но я покажу как это происходит у меня.

Важно:
Перед началом работы с проволокой, я ее тщательно обрабатываю надфилем. Это помогает избавиться от лака, грязи, делает проволоку однородного чистого цвета. Плюс ко всему на проволоке от надфиля остаются микро царапинки, которые лучше держут потемневший слой.

Делаем из проволоки все, что подскажет фантазия и можно приступать непосредственно к потемнению.

Нам понадобится:
— Герметично закрывающаяся емкость (в моем случае банка от селедки
— Ватный диск
— Крышечка от мелкой банки (от майонезной, от горчицы или детского питания)
— Нашатырный спирт (из аптеки)

Ватный диск я вкладываю в мелкую крышечку от майонезной банки и пропитываю его раствором аммиака (нашатырем). Нашатырь равномерно распределяется по диску и площадь испарения увеличивается. Это позволяет экономнее расходовать нашатырь, плюс с ватного диска нашатырь не расплескается при извлечении готового изделия из плотнозакрытой банки.

Складываем медное изделие и крышечку с нашатырем в емкость и плотно закрываем крышкой. Потемнение происходит достаточно быстро (5-10 минут), можно пока почитать форум

Время прошло, можно доставать готовое изделие красивого шоколадного цвета. Только будьте аккуратны, открывая банку, не вдохните вырвавшееся облако нашатыря

Вот так выглядит готовый кафф

Способы чернения меди

Медь не относится к благородным металлам, но издавна использовалась для изготовления денежных знаков и элементов декора. Люди обратили внимание на способность материала изменять свой цвет под воздействием времени, принимая различные оттенки (от зеленого до черного). Процесс окисления, сопровождающийся потемнением поверхности, можно ускорить – это чернение меди. Существует несколько способов искусственного вызывания патины (налета) на поверхности цветного металла, придающей ему вид патриархальности и старины.

Цели применения патинирования

Главной целью использования затемнения меди является придание эффекта старения обрабатываемому металлу. В древности большинство изделий (монеты, статуэтки, различные сувениры, предметы быта) изготавливались из этого материала. Дойдя до нашего времени, предметы понесли на себе некоторые преобразования – окислительные процессы изменили цвет и общий вид этих вещей, создав все признаки старинности и, следовательно, ценности.

В наше время патинирование меди производится искусственным образом, но преследуют при этом единую цель – придать вещи раритетный вид, обратить на себя внимание, вызвать желание приобрести ее.

Подготовка к патинированию

Как и в любой работе с химическими реактивами, в первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Большинство составов, применяемых при чернении, являются очень токсичными. Выделяемые пары при попадании в атмосферу могут представлять опасность для здоровья. Есть определенные стандартные правила, которыми нельзя пренебрегать:

  • хранить вещества нужно в специальных пробирках, плотно закрытых пробками для герметизации;
  • растворы держать в недоступном для детей месте;
  • процесс должен проходить в специализированном шкафу со встроенной вентиляцией (дверцы шкафа должны быть немного открыты).

Перед началом обработки материал следует качественно промыть, зачистить и обезжирить для достижения лучшего эффекта.

Оксидирование и патинирование – эти понятия не являются синонимами, последствия каждого из этих процессов порядком отличаются друг от друга.

Оксидирование меди – образование на поверхности металла закисей и окисей вследствие его взаимодействия с кислородосодержащими элементами и другими определенными химическими реактивами.

Патинирование – формирование тонкого слоя из хлорных и серных соединений посредством воздействия на металл соответствующими составами. Оба процесса ведут к изменению цвета материала, для чего в естественных условиях потребовались бы значительные промежутки времени.

Патинирование в домашних условиях

Существует несколько наиболее распространенных и универсальных способов чернения меди. Применение этих методов позволяют с помощью химии достичь желаемого результата в кратчайшие сроки. Самыми популярными среди них являются:

  • использование вареных яиц;
  • воздействие сульфидом или сульфатом калия;
  • нанесение раствора сульфида меди;
  • помещение в раствор медного купороса с хлористым цинком или марганцовокислого калия.

Явные визуальные различия между материалом, подверженным воздействию времени и природы, или обработанным специальным раствором, незначительные, а в некоторых случаях и вовсе отсутствуют. Поэтому искусственное патинирование – довольно эффективный прием.

Вареные яйца

Самый простой способ, не требующий специальных химических реактивов. Все действия для достижения ожидаемого результата нужно выполнять в точности, следуя инструкции:

  1. сварить яйца (при высокой температуре в желтке проходят химические процессы, сопровождающиеся выделением серы);
  2. через 10 минут варки изъять и охладить;
  3. после остывания очистить от скорлупы и раздавить на мелкие части;
  4. поместить яйца с подготовленным объектом в емкость, накрыть крышкой (медь не должна соприкасаться с яйцами, а просто лежать рядом);
  5. оставить ингредиенты в емкости на 30 или более минут (чем дольше металл будет внутри, тем темнее он станет).

В итоге от взаимодействия меди с серой, выделяемой вареным яйцом, изделие должно изменить цвет, приняв темно-коричневый оттенок. Количество яиц, используемых в опыте, зависит от габаритов медного предмета (чем больше предмет, тем больше яиц). Способ чернения меди вареным яйцом имеет два значительных недостатка: недолговечность и нестабильность. Со временем полученный результат пропадает. Плюсом же является простота и доступность самого эксперимента.

Сульфид калия

Один из лучших способов затемнения металла – применение сульфида калия. Перед началом эксперимента изделие следует качественно помыть и обезжирить, чтобы патинирование меди проходило правильно и дало хороший результат.

Нужный реагент для осуществления реакции продается в трех агрегатных видах: твердом, гелеобразном и жидком. Каждому виду характерен разный срок годности: жидкий – до двух недель, твердый – несколько лет.

Для работы снова понадобится емкость, в которой будет разводиться сульфид. Реагент имеет большой уровень токсичности, поэтому следует принять меры предосторожности – обязательно надеть перчатки и очки. Саму процедуру рекомендуется проводить на улице или в помещении с хорошей системой проветривания.

Химический элемент разводится только водой (горячей или холодной), исходя из агрегатного состояния. Разведение раствора производится согласно прилагающейся при покупке инструкции. Твердый реагент следует сначала измельчить в порошок, а после смешать с водой до растворения.

После завершения всех приготовлений можно поместить предмет из меди в раствор и наблюдать за процессом химической реакции. Предварительно необходимо подготовить состав воды с содой (1:16) для остановки действия агрессивного вещества. По окончании процесса щипцами аккуратно изъять изделие из раствора и поместить в подготовленную воду с содой для остановки реакции. Процесс патинирования меди окончен.

Сульфат калия производится во время окисления сульфида при высокой температуре. Его воздействие на медное изделие происходит быстрее. Производимый эффект аналогичен.

Использование сульфида меди

Данное химическое вещество получается в процессе реакции солей двухвалентной меди с серой. Полученное соединение сульфида меди способно вызывать изменение цвета меди. Причем качество оттенка зависит от насыщенности раствора серой.

Используемое черное вещество не растворяется в воде и разбавленных составах кислот, поэтому производимое затемнение бывает долговечным и устойчивым к истиранию или смыванию.

Прекращение процесса чернения, как и в предыдущем способе, происходит после помещения изделия в воду с растворенной в ней содой. Если полученный цвет излишне темный, его можно осветлить путем трения с чистящим порошком. Потом медный предмет омывается водой и просушивается.

Патинирование раствором медного купороса

Можно добиться возникновения на изделии пленки коричневого цвета с красным оттенком. Приготовление раствора готовится следующим образом:

  • в стеклянную емкость наливается вода;
  • в ней разводится порошок медного купороса;
  • добавляется хлористый цинк и все перемешивается.

Соотношение ингредиентов: 50% – воды, 25% – медного купороса, 25% – хлористого цинка.

В зависимости от времени нахождения предмета в полученном соединении, его цвет может изменяться от красного до коричневого.

Образование на меди бело-зеленого налета происходит путем погружения металла в состав, полученный в результате добавления марганцовокислого калия (5 гр. на 1 литр) в пятипроцентный водный раствор медного купороса.

Цвет меди, полученный искусственным способом

Помимо изложенных способов, существуют другие методики патинирования и оксидирования меди, позволяющие придать материалу следующие цвета и оттенки:

  • коричнево-серый – при погружении в раствор серной печени;
  • темно-серый – при нагреве изделия в соединении раствора серной печени и нашатырного спирта;
  • коричнево-черный – возникает под действием хлористой платины (если результат не удовлетворяет, можно добавить соляную кислоту);
  • черный – в результате воздействия серного аммония, разведенного в воде;
  • зеленый – от нанесения азотнокислой меди слабой концентрации, смешанной с поваренной солью, либо от олеиновой кислоты;
  • золотистый – от помещения в разогретый раствор сульфида меди, едкого натра и молочного сахара.

Применение каждого способа дает свой результат и отличается не только цветом патины, но и длительностью сохранения покрытия. Иногда для защиты изделия производится покрытие лаком, тогда чернение не пропадает от времени вовсе.

Видео по теме: Патинирование меди в домашних условиях

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.