Как затемнить медь в домашних условиях?
Как затемнить медь в домашних условиях?
Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы своими руками
Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.
Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков
Патинирование и оксидирование
Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей. Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование. По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.
Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.
Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами
Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени. Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины. Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.
Подготовка к обработке
Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности. Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека. Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.
Храните химикаты в недоступном для детей месте
Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция. Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.
Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки. Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.
Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой
Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного
Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.
Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:
- одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
- полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
- дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.
Для приготовления серной печени понадобится сода и сера
В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.
Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов.
Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:
- меди;
- стерлингового серебра;
- бронзы и латуни.
Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:
- медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
- латунь и бронза – нежно-золотистый.
Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты
Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.
Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.
Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения
Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.
Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.
Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.
Получение патины других цветов
Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.
Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.
На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе
Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.
Чтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.
Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка
Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.
Гамма от оливкового до коричневого
Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).
Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).
Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.
Методы чернения меди в домашних условиях
Медь — это металл, который обладает невысокой активностью и по этой причине часто используется в декоративных целях. Из меди делают ювелирные украшения, предметы интерьера, искусства, мебель и многое другое. Поверхность метала окисляется под действием кислорода, однако из-за его невысокой активности на это может понадобиться десятки лет. Последствием такой реакции является патина — поверхностная пленка, которая чаще всего имеет зеленоватый оттенок. Патина предотвращает металл от повреждений, поэтому важно знать, как произвести чернение меди в домашних условиях.
Медь до и после чернения
Существует два типа реакций, которые приводят к образованию пленок на поверхности меди:
- оксидирование — процесс образования окисей и закисей, элементов, содержащих кислород;
- патинирование — пленка образуется под действием серы и хлора.
Если окунуть медное изделие в раствор, предназначенный для образования на его поверхности патины, оно тут же преобразится и, будучи сверкающим новым, станет выглядеть как старинное. Есть два основных типа методов, которыми достигается такой эффект, одни основаны на подручных средствах, другие же требуют химических растворов. Они могут быть опасны, поэтому работать нужно, соблюдая все правила техники безопасности. Помещение должно иметь вытяжной шкаф.
Перед тем как приступить к чернению, нужно металл подготовить: очистить, обезжирить, промыть и просушить. Для сушки нельзя применять метод протирания полотенцем. Это может привести к тому, что будут остатки ткани на изделиях, воды — в углублениях рельефа, повреждение декоративной части. Можно использовать для этой цели опилки.
Методы с использованием химических реактивов
Одним из наиболее распространенных методов является использование серной печени. Ее можно приобрести в магазине или приготовить в домашних условиях. Для этого смешивают порошковую серу с хлористым калием в соотношении 1:2 и ставят на огонь в жестяной банке. Спустя несколько минут, порошок расплавится и, спустя 15 минут, спечется, цвет его при этом станет темно-бурым. Этот процесс может сопровождаться пламенем, сбивать которое нет необходимости.
Первый метод, в котором используют серную печень для чернения меди, выглядит следующим образом: 10–20 грамм порошка растворяют в одном литре воды либо же два-три грамма, если необходимо получить не интенсивную окраску. Медное изделие опускается в раствор до изменения цвета, потом достается, промывается и высушивается. Цвет получается коричнево-серым и его оттенки.
Практически черный цвет изделия получают методом нагревания, после обработки в растворе серной печени с водой и добавлением нашатырного спирта. Спирт необходимо добавлять в насыщенный раствор до тех пор, пока он не станет прозрачно-синим. Опускается в раствор монета или украшение из меди, а после нагревается, пока не почернеет.
Еще один метод получения черно-коричневого цвета заключается в следующем. На изделие наносится хлористая платина, например, смачивается с помощью кисточки. В случае если раствор не имеет кислой реакции, в него добавляется соляная кислота.
Красно-коричневую патину можно получить с помощью смеси один к одному медного купороса и хлористого цинка. Смесь порошков необходимо будет смешать в таком же количестве воды и опустить туда медное изделие на несколько минут.
Патинирование меди сернистым аммонием дает черный цвет. Вещество (20 г) разбавляют в литре воды. Можно как опустить изделие в раствор, так и нанести его кистью. Происходит реакция на поверхности, результатом которой является образование сульфида меди. Если нагреть пластинку перед патинированием, то в зависимости от температуры, можно регулировать оттенок получаемого цвета.
Черненое медное изделие
Еще одним способом получения черного цвета является прогревание при высокой температуре монеты или украшения в растворе персульфата аммония (9,25 г/л) и едкого натра (50 г/л). Температура должна составлять 90–95 градусов, время прогревания — 5–25 минут. Повторить два-три раза до достижения необходимого эффекта.
Светло-коричневую патину можно получить, если покрыть изделие следующим раствором:
- 124 г/л дихромата натрия;
- 15,5 г/л азотной кислоты (1,4);
- 4,65 г/л соляной кислоты (1,192);
- 3–5 г/л 18 % раствора сульфида аммония.
Нанести кистью только что приготовленный раствор, подержать четыре-пять часов, смыть и просушить. Процедуру необходимо повторять трижды.
Зеленого цвета патину получают двумя основными методами:
- Используя губку, медную поверхность смазывают раствором азотнокислой меди в низкой концентрации с добавлением поваренной соли. После высыхания смазывают ее раствором, содержащим: 94 % столового уксуса, 5 % аммиака, 1 % щавелевокислого калия. После просыхания смазывают сначала первым, а потом и вторым раствором повторно. Процедуру проводят до тех пор, пока медь не обретет желаемый цвет. По окончании окрашивания поверхность растирают щетками.
- Во втором методе поверхность медного изделия несколько раз натирают олеиновой кислотой. Это дает темно-зеленое вещество на поверхности — олеиновую медь. Со временем оттенок меняется на светло-зеленый, так как под воздействием влаги и кислорода олеиновая медь преобразуется в углекислую. Золотисто-коричневого цвета патину дает раствор пяти грамм марганцовки и 50 грамм медного купороса. Разводить в одном литре воды и нагревать до температуры 70–80 градусов. Опустить изделие и держать до получения нужного цвета.
Для получения покрытия с высокой износостойкостью, защищающее металл от коррозии, на литр воды берут в граммах: 50–70 бертолетовой соли, 40–50 нитрата меди, 80–100 хлорида аммония. Изделие кладут в ванну с подогретым раствором на 10–15 минут. Цвет получается от коричневого до оливкового.
Можно получить удивительной красоты золотистую патину. Для этого на литр воды берут 0,6 грамма сульфида меди, 180 г молочного сахара и столько же едкого натра. Водные растворы последних двух компонентов готовят отдельно и только потом смешивают. Сульфид меди добавляют только после кипячения смеси. В подогретый до 90 градусов раствор кладут изделие на четверть часа.
Получение патины с помощью яйца
Патину черно-коричневого цвета можно получить с помощью вареного яйца. Эффект заключается во взаимодействии поверхности металла с серой, которая выделяется в желтке при высоких температурах. Чтобы сделать это, необходимо сперва отварить яйца, а только после добавить в воду медное изделие. В зависимости от размеров изделия потребуется разное количество яиц.
Еще один вариант. После того как яйца сварятся вкрутую (10 минут), их необходимо вынуть из воды и охладить. Почищенные яйца измельчаются и кладутся в емкость с широким дном, также туда помещается и медь. Емкость закрывается на 20–30 минут или более, в зависимости от того, какой цвет вы хотите получить: за более длительное время изделие станет темнее. Основные достоинства такого метода — простота и доступность. Главным недостатком является то, что эффект, скорее всего, не будет долгосрочным и покрытие сойдет.
Патина обладает прекрасными свойствами. Например, в нумизматике стоимость изделия зависит от того, насколько равномерной она является. Искусственное покрытие натурального не заменит.
Если патина имеет однородную структуру и равномерно покрывает поверхность, то ее на изделии лучше сохранить. В особенности это относится к антиквариату и монетам. Чтобы верхний слой не повредился, необходимо ухаживать за изделием и обращаться с ним особо аккуратно. Не следует производить чистку абразивными средствами и инструментами. И лучше не трогать руками изделие.
Но если она имеет сколы, пятна, некрасиво выглядит или неоднородная, то такие методы вполне сойдут. Если вы хотите чтобы патина легла ровно, то старый слой необходимо очистить до металлического блеска.
Патинирование (состаривание) латуни и меди
Я написала статью на основе своего собственного опыта по состариванию латуни.
Надеюсь, эта информация будет кому-нибудь полезна.
Спасибо за подсказку Нюра! Ответить вам в личку не получилось у меня что-то.
______________
Итак:
В этой статье я хочу поделится собственным опытом по состариванию латуни. Латунь является сплавом меди и цинка, так что этот метод сработает и для медной проволоки.
Прежде всего озаботимся техникой безопасности. Наденем резиновые перчатки, респиратор (я просто повязала нос и рот полотенцем 🙂 и все работы будем проводить на воздухе, ну или хотя бы на балконе.
Нам также понадобится стеклянная банка (ее потом надо выбросить) и вода.
В первую очередь латунное или медное изделие надо подготовить — очистить поверхность от окислов и жира. Это легко сделать с помощью бензина, уайт-спирита или растворителя. Смочим этим веществом вату или хлопчатобумажную тряпку и хорошенько потрем изделие. Такая обработка уберет всяческие следы жира. Это очень важно, так как жировая пленка задержит реакцию патинирующего раствора с медью. Брать голыми руками изделие уже нельзя — на нем обязательно останутся следы пальцев и патина ляжет неровно.
Обработанное изделие промоем водой, отложим в сторонку и приготовим раствор.
Возьмем литровую стеклянную банку, нальем в нее воды около 600 миллилитров, температура не важна, но в горячей воде реакция должна пройти быстрее.
В воду всыплем примерно две столовые ложки с горкой хлорокиси меди. Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.
Раствор хлорокиси меди непрозрачен и имеет очень красивый сине-зеленый цвет. Размешаем его чем-нибудь ненужным.
Вольем в раствор около 100 миллилитров нашатыря. Его продают в аптеках, удобными флакончиками по 50 миллилитров.
Раствор готов, он пахнет ужасно, но мы не забыли надеть респиратор! Погружаем в него наше изделие и держим около 30 секунд. Вынимаем, осматриваем. Если нужный эффект не достигнут — процедуру повторяем. Для более равномерного результата советую помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе.
Точное время указать невозможно — все зависит от температуры и концентрации раствора а также от количества меди в сплаве. При заданных количествах в течение трех-пяти минут я получила то, что видно на фото ниже.
Теперь остается промыть изделие, высушить его и обозреть результаты своих химических опытов.
Патина полученная с помощью хлорокиси меди носит очень красивый оливково-коричневый оттенок.
Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.
Обычно изделия полируют, чтобы патина осталась только в углублениях орнамента.
прежде чем пользоваться трилоном — попробуйте отполировать изделие, большая часть патины сотрется. Как полировать: лучший помощник — оборотная сторона кухонной губки. Такой материал продается и в виде отдельных салфеток. Затем можно пройтись пастой ГОИ и суконкой.
Если вы полируете изделие, то рекомендую вскрыть его лаком, чтобы обнажившийся свежий металл на выступающих частях не позеленел со временем.
Так как я работаю с филигранной латунью плоскогубцами, то я покрываю лаком уже готовые изделия, ведь в процессе работы лаковое покрытие все равно будет испорчено. Лак не умеет сгибаться, он умеет трескаться :-).
Я пользуюсь чистым полиуретаном, произведенным в США. Он создает очень прочное, устойчивое к царапинам и износу покрытие. Не желтеет, не реагирует с кислотами и щелочами. После высыхания лак безопасен даже для грудных младенцев.
Лак применяется для дерева, камня и металла. На днях планируется провести эксперимент по использованию этого лака поверх полимерной глины.
Чернение меди: техника выполнения, необходимые материалы и инструменты, пошаговая инструкция и советы специалистов
Медь не является благородным металлом, однако ее издавна использовали при изготовлении денежных знаков. Также медь применяется как элемент декора зданий, мебели и ювелирных украшений. Со временем данный метал меняет свой цвет: приобретает черные и коричневые оттенки. Затемнение меди – это результат химической реакции поверхности металла с кислородом, вследствие чего происходит ее окисление. Теперь для того, чтобы медь приобрела нужный оттенок, не нужно ждать: человечество научилось путем специальных средств и методов эти окислительные процессы ускорять. Информация о том, как осуществить чернение меди в домашних условиях, содержится в данной статье.
Что такое патина?
Ввиду того, что кислород обладает незначительной активностью, процесс окисления длится на протяжении десятилетий. В результате такого взаимодействия наблюдается образование патины – поверхностной пленки зеленоватого оттенка. Как утверждают специалисты, она предотвращает повреждение металла. Поскольку в древние времена для изготовления монет, статуэток, различных сувениров и бытовых предметов использовали медь, сегодня эти предметы, подвергшиеся окислительным процессам, обладают измененным цветом и общим видом. Чернение меди выполняют для того, чтобы придать изделию старинный, а следовательно, раритетный вид, чтобы, увидев его, возникло желание эту вещь купить.
О способах окрашивания
Изменение цвета осуществляется путем оксидирования и патинирования. Данные методы не являются синонимами, поскольку оба процесса в конечном итоге дают разные результаты. В первом случае за счет кислородосодержащих элементов на поверхности металла образуются окиси и закиси. Во втором – чернение меди происходит при помощи хлора и серы.
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к патинированию меди в домашних условиях, нужно тщательно подготовиться. Медное изделие очищается, обезжиривается, промывается и просушивается. Как утверждают специалисты, использовать для этой цели полотенце нежелательно, поскольку на поверхности могут остаться частички ткани. Ввиду того, что в процессе чернения меди будут использоваться очень токсичные химические реактивы, мастеру следует придерживаться техники безопасности:
- Для хранения веществ нужно использовать специальные герметичные пробирки.
- Растворы должны быть недоступны для детей.
- Процесс должен протекать в отдельном шкафчике с приоткрытыми дверцами.
Об окрашивании с помощью тока
Судя по отзывам домашних умельцев, для чернения преимущественно используют медно-аммиачные растворы и сернистые щелочи. Как утверждают специалисты, достаточно эффективным является чернение меди электролитическим способом. Анодная обработка выполняется в щелочном натронном растворе, концентрация которого составляет 80/о и более. В ванночку с медным изделием подается напряжение 2,5 V с плотностью тока 01-10 на дм. кв. Электролиз длится в течение 10-20 мин.
Температурный показатель в емкости должен быть не менее 50 градусов. Процесс можно улучшить, если в ванную добавить молибдат аммония. Данная натронная щелочь в осадок не выпадает и является катализатором окислительных процессов. Количество аммония должно быть в пределах 0,1 а-3/о. Электролиз длится не более 5 мин. Оксидная пленка образуется в два этапа. Если заготовку вынуть из ванночки на первой фазе, то можно увидеть, что ее поверхность покрывает серо-стальной плотный осадок, который имеет металлический оттенок. Газ при этом не выделяется. Если изделие продолжить обрабатывать током, осадок из серого превращается в черный.
Об использовании серной мази
Судя по отзывам, домашним умельцам нередко доводится работать с медными перстнями и другими небольшими изделиями – кулонами и серьгами. В таких случаях специалисты рекомендуют осуществлять чернение меди серной мазью. Как утверждают многие мастера, мазь можно нанести на изделие, а спустя некоторое время смыть. Однако в таком случае результат часто непредсказуем: изменения цвета приходится долго ждать, а бывает и так, что потемнение может и не наступить. В связи с этим фактом многие домашние умельцы практикуют чернение парами серной мази. Патинирование осуществляется следующим образом:
- Для работы понадобится стеклянная емкость. Хорошо подойдет обычная литровая банка. Ее необходимо утяжелить, положив на дно камень. Металлические предметы использовать не стоит, поскольку метал вступит в реакцию с серой, что нежелательно.
- При помощи пластиковой или стеклянной палочки набрать мази в пределах от 1 до 1,5 см. куб. и положить на дно емкости.
- Из лесы смастерить петлю, в которую затем нужно продеть патинируемую заготовку. Изделие не должно касаться серы, а пребывать в подвешенном положении.
- Плотно закрыть стеклянную емкость.
- Налить воды в большую эмалированную кастрюлю, положить на дно подставку, на которой будет стоять банка с медным изделием. Подставку не трудно смастерить из жестяной крышки из банки из-под чая. Чтобы образующиеся при кипении пузыри не подымали банку, крышку желательно оснастить несколькими отверстиями.
- Кастрюлю поставить на газовую или электрическую плитку. Когда вода закипит, подогрев можно уменьшить.
Процесс чернения меди может длиться в течение 2-3 часов. В ходе работ в кастрюлю нужно время от времени подливать воду. С целью обеспечить изделие неравномерной патиной, специалисты рекомендуют банку периодически покачивать.
В конце обрабатываемое медное украшение вынимается из петли, остужается и тщательно промывается в проточной воде. Используемую литровую банку следует плотно закрыть крышкой, поскольку с остатками мази в дальнейшем можно будет осуществить еще около семи патинирований.
О самодельном растворе для чернения
Судя по отзывам, многие домашние умельцы вполне успешно осуществляют чернение меди в уксусе, йодированной соли и аммиаке. Перед началом патинирования медное изделие промывается в теплой воде и просушивается. Работать следует в перчатках. Помещение должно быть тщательно проветриваемым. Поскольку во время чернения образуются вредные испарения и брызги, мастеру понадобятся защитные очки. Для работы следует обзавестись следующими ингредиентами:
- йодированной солью (125 мл);
- чистым аммиаком (375 мл);
- уксусом (0,5 л.).
Эти вещества имеются в свободной продаже. Домашнему умельцу остается только отправиться за ними в аптеку или садовый магазин.
Ход работы
Для того чтобы выполнить чернение меди в домашних условиях, в приготовленную смесь из соды, уксуса и аммиака нужно окунуть обрабатываемое изделие. При этом важно следить за реакцией. Некоторые мастера управляются за считанные секунды. Если же результат чернения не устраивает, то обрабатываемую медную вещь в емкости можно подержать подольше. Тому, кто желает, чтобы изделие приобрело коричневый оттенок, специалисты рекомендуют воспользоваться кухонной содой и водой.
В качестве емкости для приготовления смеси хорошо подойдет обычная бутылка. В нее засыпается сода до полного ее растворения. Затем медное изделие кладут на дно какой-либо тары. Туда же вливается подготовленная смесь. Некоторые мастера ею заправляют распылители и просто разбрызгивают их содержимое на медную поверхность. Однако делать это не стоит. В таком случае заготовка получится с неравномерной медной окраской. Обработанное раствором изделие из меди некоторое время должно побыть в пластиковом пакете: от 1 до 8 часов. Все зависит от того, какой цвет хочет получить мастер.
О чернении вареными яйцами
Считается самым простым способом, для которого не потребуются специальные химические реактивы. В результате химической реакции от высокой температуры в желтке происходит выделение серы.
При ее взаимодействии с металлом последний приобретает темно-коричневый оттенок. Достичь ожидаемого результата удастся, если работу выполнять в следующей последовательности:
- Сварить несколько яиц. Их количество зависит от размера обрабатываемого изделия.
- Спустя 10 минут вынуть и охладить. После яйца тщательно очищаются от скорлупы.
- Разрезать на несколько мелких частей.
- Приготовленную яичную массу положить на дно емкости. Рядом кладут изделие из меди.
- Емкость плотно накрыть крышкой.
Как утверждают специалисты, чтобы изделие изменило свой оттенок, ему достаточно будет получаса. Если мастер хочет получить более темный цвет, то металл нужно подержать подольше. Недостаток данного метода в кратковременном и нестабильном эффекте. Достигнутый результат часто пропадает спустя некоторое время. Также полученный оттенок исчезнет, если реагентом меди будет более агрессивное химическое вещество.
О патинировании сульфидом калия
Данный способ считается одним из лучших. Реагент может иметь твердое, гелеобразное и жидкое агрегатное состояние. В твердом он хранится не один год, а в жидком — всего пару недель. Сульфид нужно развести в воде. Твердый предварительно измельчается до порошкового состояния, а потом заливается водой. В полученную смесь опускается металл.
Специалисты рекомендуют приготовить еще одну емкость с разведенной в воде содой с пропорцией 1:16. Это позволит вовремя остановить агрессивное воздействие аммония на изделие. Реакция будет прекращена, если металл опустить в тару с разведенной содой.
Как окрасить металл медным купоросом?
С помощью этого метода должна образоваться красно-коричневая пленка. Для работы понадобятся три ингредиента, которые смешиваются в следующем соотношении: вода (50%), медный купорос и хлористый цинк по 25%.
В приготовленный раствор окунается медное изделие. Чтобы получился бело-зеленый налет, специалисты рекомендуют дополнительно использовать марганцовокислый калий. На один литр воды понадобится 5 г этого вещества.
Чернение меди: техника выполнения, необходимые материалы и инструменты, пошаговая инструкция и советы специалистов
Медь не является благородным металлом, однако ее издавна использовали при изготовлении денежных знаков. Также медь применяется как элемент декора зданий, мебели и ювелирных украшений. Со временем данный метал меняет свой цвет: приобретает черные и коричневые оттенки. Затемнение меди – это результат химической реакции поверхности металла с кислородом, вследствие чего происходит ее окисление. Теперь для того, чтобы медь приобрела нужный оттенок, не нужно ждать: человечество научилось путем специальных средств и методов эти окислительные процессы ускорять. Информация о том, как осуществить чернение меди в домашних условиях, содержится в данной статье.
Что такое патина?
Ввиду того, что кислород обладает незначительной активностью, процесс окисления длится на протяжении десятилетий. В результате такого взаимодействия наблюдается образование патины – поверхностной пленки зеленоватого оттенка. Как утверждают специалисты, она предотвращает повреждение металла. Поскольку в древние времена для изготовления монет, статуэток, различных сувениров и бытовых предметов использовали медь, сегодня эти предметы, подвергшиеся окислительным процессам, обладают измененным цветом и общим видом. Чернение меди выполняют для того, чтобы придать изделию старинный, а следовательно, раритетный вид, чтобы, увидев его, возникло желание эту вещь купить.
О способах окрашивания
Изменение цвета осуществляется путем оксидирования и патинирования. Данные методы не являются синонимами, поскольку оба процесса в конечном итоге дают разные результаты. В первом случае за счет кислородосодержащих элементов на поверхности металла образуются окиси и закиси. Во втором – чернение меди происходит при помощи хлора и серы.
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к патинированию меди в домашних условиях, нужно тщательно подготовиться. Медное изделие очищается, обезжиривается, промывается и просушивается. Как утверждают специалисты, использовать для этой цели полотенце нежелательно, поскольку на поверхности могут остаться частички ткани. Ввиду того, что в процессе чернения меди будут использоваться очень токсичные химические реактивы, мастеру следует придерживаться техники безопасности:
- Для хранения веществ нужно использовать специальные герметичные пробирки.
- Растворы должны быть недоступны для детей.
- Процесс должен протекать в отдельном шкафчике с приоткрытыми дверцами.
Об окрашивании с помощью тока
Судя по отзывам домашних умельцев, для чернения преимущественно используют медно-аммиачные растворы и сернистые щелочи. Как утверждают специалисты, достаточно эффективным является чернение меди электролитическим способом. Анодная обработка выполняется в щелочном натронном растворе, концентрация которого составляет 80/о и более. В ванночку с медным изделием подается напряжение 2,5 V с плотностью тока 01-10 на дм. кв. Электролиз длится в течение 10-20 мин.
Температурный показатель в емкости должен быть не менее 50 градусов. Процесс можно улучшить, если в ванную добавить молибдат аммония. Данная натронная щелочь в осадок не выпадает и является катализатором окислительных процессов. Количество аммония должно быть в пределах 0,1 а-3/о. Электролиз длится не более 5 мин. Оксидная пленка образуется в два этапа. Если заготовку вынуть из ванночки на первой фазе, то можно увидеть, что ее поверхность покрывает серо-стальной плотный осадок, который имеет металлический оттенок. Газ при этом не выделяется. Если изделие продолжить обрабатывать током, осадок из серого превращается в черный.
Об использовании серной мази
Судя по отзывам, домашним умельцам нередко доводится работать с медными перстнями и другими небольшими изделиями – кулонами и серьгами. В таких случаях специалисты рекомендуют осуществлять чернение меди серной мазью. Как утверждают многие мастера, мазь можно нанести на изделие, а спустя некоторое время смыть. Однако в таком случае результат часто непредсказуем: изменения цвета приходится долго ждать, а бывает и так, что потемнение может и не наступить. В связи с этим фактом многие домашние умельцы практикуют чернение парами серной мази. Патинирование осуществляется следующим образом:
- Для работы понадобится стеклянная емкость. Хорошо подойдет обычная литровая банка. Ее необходимо утяжелить, положив на дно камень. Металлические предметы использовать не стоит, поскольку метал вступит в реакцию с серой, что нежелательно.
- При помощи пластиковой или стеклянной палочки набрать мази в пределах от 1 до 1,5 см. куб. и положить на дно емкости.
- Из лесы смастерить петлю, в которую затем нужно продеть патинируемую заготовку. Изделие не должно касаться серы, а пребывать в подвешенном положении.
- Плотно закрыть стеклянную емкость.
- Налить воды в большую эмалированную кастрюлю, положить на дно подставку, на которой будет стоять банка с медным изделием. Подставку не трудно смастерить из жестяной крышки из банки из-под чая. Чтобы образующиеся при кипении пузыри не подымали банку, крышку желательно оснастить несколькими отверстиями.
- Кастрюлю поставить на газовую или электрическую плитку. Когда вода закипит, подогрев можно уменьшить.
Процесс чернения меди может длиться в течение 2-3 часов. В ходе работ в кастрюлю нужно время от времени подливать воду. С целью обеспечить изделие неравномерной патиной, специалисты рекомендуют банку периодически покачивать.
В конце обрабатываемое медное украшение вынимается из петли, остужается и тщательно промывается в проточной воде. Используемую литровую банку следует плотно закрыть крышкой, поскольку с остатками мази в дальнейшем можно будет осуществить еще около семи патинирований.
О самодельном растворе для чернения
Судя по отзывам, многие домашние умельцы вполне успешно осуществляют чернение меди в уксусе, йодированной соли и аммиаке. Перед началом патинирования медное изделие промывается в теплой воде и просушивается. Работать следует в перчатках. Помещение должно быть тщательно проветриваемым. Поскольку во время чернения образуются вредные испарения и брызги, мастеру понадобятся защитные очки. Для работы следует обзавестись следующими ингредиентами:
- йодированной солью (125 мл);
- чистым аммиаком (375 мл);
- уксусом (0,5 л.).
Эти вещества имеются в свободной продаже. Домашнему умельцу остается только отправиться за ними в аптеку или садовый магазин.
Ход работы
Для того чтобы выполнить чернение меди в домашних условиях, в приготовленную смесь из соды, уксуса и аммиака нужно окунуть обрабатываемое изделие. При этом важно следить за реакцией. Некоторые мастера управляются за считанные секунды. Если же результат чернения не устраивает, то обрабатываемую медную вещь в емкости можно подержать подольше. Тому, кто желает, чтобы изделие приобрело коричневый оттенок, специалисты рекомендуют воспользоваться кухонной содой и водой.
В качестве емкости для приготовления смеси хорошо подойдет обычная бутылка. В нее засыпается сода до полного ее растворения. Затем медное изделие кладут на дно какой-либо тары. Туда же вливается подготовленная смесь. Некоторые мастера ею заправляют распылители и просто разбрызгивают их содержимое на медную поверхность. Однако делать это не стоит. В таком случае заготовка получится с неравномерной медной окраской. Обработанное раствором изделие из меди некоторое время должно побыть в пластиковом пакете: от 1 до 8 часов. Все зависит от того, какой цвет хочет получить мастер.
О чернении вареными яйцами
Считается самым простым способом, для которого не потребуются специальные химические реактивы. В результате химической реакции от высокой температуры в желтке происходит выделение серы.
При ее взаимодействии с металлом последний приобретает темно-коричневый оттенок. Достичь ожидаемого результата удастся, если работу выполнять в следующей последовательности:
- Сварить несколько яиц. Их количество зависит от размера обрабатываемого изделия.
- Спустя 10 минут вынуть и охладить. После яйца тщательно очищаются от скорлупы.
- Разрезать на несколько мелких частей.
- Приготовленную яичную массу положить на дно емкости. Рядом кладут изделие из меди.
- Емкость плотно накрыть крышкой.
Как утверждают специалисты, чтобы изделие изменило свой оттенок, ему достаточно будет получаса. Если мастер хочет получить более темный цвет, то металл нужно подержать подольше. Недостаток данного метода в кратковременном и нестабильном эффекте. Достигнутый результат часто пропадает спустя некоторое время. Также полученный оттенок исчезнет, если реагентом меди будет более агрессивное химическое вещество.
О патинировании сульфидом калия
Данный способ считается одним из лучших. Реагент может иметь твердое, гелеобразное и жидкое агрегатное состояние. В твердом он хранится не один год, а в жидком — всего пару недель. Сульфид нужно развести в воде. Твердый предварительно измельчается до порошкового состояния, а потом заливается водой. В полученную смесь опускается металл.
Специалисты рекомендуют приготовить еще одну емкость с разведенной в воде содой с пропорцией 1:16. Это позволит вовремя остановить агрессивное воздействие аммония на изделие. Реакция будет прекращена, если металл опустить в тару с разведенной содой.
Как окрасить металл медным купоросом?
С помощью этого метода должна образоваться красно-коричневая пленка. Для работы понадобятся три ингредиента, которые смешиваются в следующем соотношении: вода (50%), медный купорос и хлористый цинк по 25%.
В приготовленный раствор окунается медное изделие. Чтобы получился бело-зеленый налет, специалисты рекомендуют дополнительно использовать марганцовокислый калий. На один литр воды понадобится 5 г этого вещества.
Чернение меди.
Всем здоровья и успехов!
Поделитесь пожалуйста опытом кто чернил медяху,поиск я пользовался,но хочу спросить кто лично это делал.
Получается ли устойчивый(руками не стирается) чёрный цвет и чем?
Желательно из доступных материалов.
Стереть можно всЁ.
В ближайшей аптеке серная мазь 3коп цена.
берете медяшку в руки, пускаете из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.
Max_CM
. из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.
Пробовал натирать просто пальцем на холодную мелкодисперсной серой (продается в садоводческих магазинах)- зачернилось.
Max_CM
В ближайшей аптеке серная мазь 3коп цена.
Вот серной мазью я и чернил,черниться хорошо но чернила стирается легко совсем,про струю интересно,что это даёт?
Просто нагревает, мне так удобнее, прям пальцАми, Виталий вот на лампу кладет, не важно как главное нагреть.
Тиосульфат натрия (из аптеки ампулы по 10мл, недорого) + любая кислота (я делал с уксусной). Наливаем тиосульфат, добавляем кислоты до получения цвета молока и запаха сероводорода, опускаем медяху (бронзу, латунь и т.д.). Цвет в зависимости от выдержки, довольно быстро.
По серной мази хорошо подсказали, я на холодную мазал, не помогало.
когда морил дуб в нашатыре ложил шину медную стала черная с переливом синего. стойкость не проверял
С периодичностью в два месяца. Выкладывал уже, здесь лень искать — вот тут идентично. http://forum.zadi.ru/viewtopic.php?f=20&t=8702
вот здесь есть отличное средство чернения.
http://www.medwed-hunt.ru/Good. atalogBegin-вот здесь есть отличное средство чернения.
Серная печень: серу(брал в ветаптеке) смешать с содой 1:1, прокалить помешивая до коричневого цвета, разбавить слегка водой — и в дело, дешево и сердито.
а я когда дуб морил нашатыоем ложил медную шину стала черная
Хотел затемнить медную монету только слегка, но при малейшем нанесении серной мази получался сразу темно коричневый налет. Нашел решение — добавить чуть-чуть серной мази в большое количество вазелина. Потом нанес на ткань и интенсивно натер. Получилась светло-коричневая патина.
vityuxa
1470,0 руб. за 90 мл. Шесть, а то и семь фунфырей водовки! Вопрос про стойкость,оно того стоит? как со стираемостью?, испокон чернили серной печенью, (с16века) раз дошло до наших дней значиться велосипед не изобрели. Я пробовал. Но надо обязательно взять Поташ (карбонат КАЛИЯ) именно, с пищевой (карбонат НАТРИЯ) содой эффект не тот, менее устойчива, и покрытие раз на раз. Неплохо ещё так; зачищенную обезжиренную деталющку промазать кисточкой с азотной кислотой, амбрэ не комильфо, но не особо, в общаке на вокзале хужей. И сразу нагревать, цвет можно получить очень разнообразный, но тут сноровка надыть. И с кислотой и с серной печенью покрытие стирается только мелкой наждачкой или шлиф пастой. Подпишусь под каждым словом, так как сам заморачивался сий чернильной идеей.
Ага! года два три назад заморочился серной печенью, поташ в www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,
выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!
Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!
Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!
Ага! года два три назад заморочился серной печенью, поташ в www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!
А печень эта хранится,ежели впрок?
каждый раз надо варить заново. Во!
Я ножи массово не делаю, но делаю много, с медными элементами — еще реже. Использую вышеупомянутый BrassBlack. Для мельхиора то же подходит. Флакон стоит 700р., а не 1600, по крайне мере — в Москве. Мне не знаю, на сколько хватит, но 3 года, около 20 разных деталей — треть флакона. Ножнами и руками сие не снимается, нулевкой — легко, впрочем, как и хваленая печень.
ПыСы: Если есть кошак в доме — брось больстер из меди, или латуни в его туалет на сутки, старую бронзу гарантирую. При чем, даже нулевкой не сразу сдерешь. Но — слегка в разводах. Проверено.
Вот от химиков: оне то уж точно, беспристрастны. http://chem21.info/info/18373/ В цвета от серо-черного до черно-коричневого можно окрасить изделия из меди и ее сплавов оксидированием в растворах сульфида аммония или серной печени . Так называемая серная печень является смесью различных полисульфидов калия с тиосульфатом калия. Получают серную печень сплавлением серы с поташом в течение 15-20 мин. В различных рекомендациях предлагается сплавлять 1 ч. (масс.) серы с 1-2 ч. (масс.) поташа (карбоната калия К2СО3). В фарфоровой чашке расплавляют серу, далее к расплаву постепенно при постоянном перемешивании добавляют сухой поташ. При доступе воздуха происходит взаимодействие между компонентами расплава и образуется коричневая вязкая масса [c.150]
Если при приготовлении серной печени вместо поташа сплавлять с серой соду (карбонат натрия), то на поверхности серебра, обработан, ной таким препаратом, будут образовываться светло-серые плен . [c.182]
Я так понял сера обычная,т.е.жёлтые куски?
Ну зачем что то спекать? Когда есть готовый чистый тиосульфат.
RashchektaI
Ну зачем что то спекать? Когда есть готовый чистый тиосульфат.
К нему добавляют кислоту и всё? Только не пишут какую и сколько(
У меня есть азотка 60 и уксусная 70,пойдёт?
Зачем весь этот колхоз?
Если можно недорого купить.
тут: http://nojinsk.ru/catalog/879/9208.html
400р. за 100мл.
Работает почти по всей «цветнине» проверено
Но надо требовать хорошей упаковки, чтобы не вытекало
Интересно,а Вы пробовали его?
Работает почти по всей «цветнине» проверено
я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо. Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил. Никаких танцев с бубном.
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется ))
Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил 😊 (. ) 100 Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить? 😊
Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже )))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь.
Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле. это не работа. Только расстройство.
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется ))
BrasBlack интенресен,просто сначала остановила цена и доступность,потом посмотрел..сера на работе в мешках стоит,тиосульфат в аптеке продаётся т.е. в любом случае некоторый гемор. Просто купить в магазе не получится(
Но три варианта основных я для себя выделил,вот и буду двигаться в этом направлении,какой первый доступен будет с того и начну)
А за советы спасибо! Мне и нужны были личные мнения.
я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо. Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил. Никаких танцев с бубном.
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется ))
Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил 😊 [b](. ) 100
Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить? 😊
Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже )))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь.
Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле. это не работа. Только расстройство.[/B]
Тиосульфат натрия-препарат рецептурный(
GM63
Александр.
Чет я не поняла. Я наоборот говорю, что против этого колхоза с серами кислотами и вонью на кухне.
Но за то, чтобы просто купить в «ножинске» специальную жижу «Noirit» по 400р за 100мл. и ей пользоваться, т.к. она чернит и старит почти любой цвет мет, а латунь-медь вообще в вороное крыло.
Правда при заказе надо им напоминать, чтобы проверяли упаковку. Крайний раз заказывала, половина вытекло.
Как то Вы меня не так поняли видимо 😊
ищу пока(BIRCHWOOD CASEY 15225 BB2 Brass Black Metal Touch-Up) вот так он правильно называется.
Подскажите пожалуйста, где брали в Москве?
ищу пока(BIRCHWOOD CASEY 15225 BB2 Brass Black Metal Touch-Up) вот так он правильно называется.
А что тут искать.
В любой оружейной лавке есть.
я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо. Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил. Никаких танцев с бубном.
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется ))
Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил 😊 [b](. ) 100
Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить? 😊
Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже )))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь.
Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле. это не работа. Только расстройство.[/B]
Ишь ты какой апологет Брасблека. Когда тебе надо сделать сто ножей и стоимость одного переливает за 30 р, то да проще купить, а когда делаешь один нож в год с медью — сомнительно. На счет кислоты — плохо пробовал, да же с уксусной эссенцией работает на ура. НО азотка или серная кислота предпочтительнее.
Черню средством для воронения Ворон3. Чернит сталь, мельхиор, медь, бронзу, латунь. Нержавейку не пробовал. Серебро не берёт. Покрытие довольно стойкое.
Стоит рублей 200.
http://www.ak74m.ru/product_in. products_id=552
Ещё йод. Даёт тёмно-коричневый цвет. Темнит всё, где есть медь. Покрытие очень стойкое.