Реле в системах автоматики и телемеханики
Реле — устройство, предназначение которого: замыкать и размыкать различные участки электрических цепей, когда электрические или неэлектрические входные величины принимают заданные значения.
В электронной схемотехнике электронный блок с функцией переключения цепи при изменении определенной физической величины также может быть назван реле (фотореле, реле контроля фаз или реле-прерыватель указателей поворота автомобиля.
Реле широкоприменимы в бытовой электротехнике, для автоматического включения и выключения электродвигателей (пускозащитные реле), а также в электрических схемах автомобилей.
Пускозащитные реле всегда присутствуют в бытовых холодильниках и стиральных машинах. В таком оборудовании реле дает повышенную надежность относительно электронных приспособлений, так как оно имеет устойчивость к скачку тока при запуске электродвигателя и к перепаду напряжения при отключении.
Покупать релейное электрооборудование стоит не на рынках, так как тогда на них скорее всего будут отсутствовать сертификаты соответствия и гарантия на возврат, нарушены условия хранения.
Производство электрощитовой продукции — это АО «Электроаппарат» https://www.apparat.su/.
Акционерное общество многие годы является надежным поставщиком низковольтного, высоковольтного оборудования, устройств релейной защиты и автоматики. Вся продукция имеет высокое качество, подтвержденное всеми необходимыми сертификатами и документами. Каждый клиент вдобавок пользуется удобными условиями поставки, и выгодными условиями страховки.
Классификация реле
- Начальное состояние контактов определяет следующие виды реле:
- с нормально замкнутыми контактами;
- с нормально разомкнутыми контактами;
- с переключающимися контактами.
- Тип управляющего сигнала распределяет реле на 2 группы:
- Постоянного тока:
— нейтральное реле: регистрируется только факт наличия управляющего сигнала вне зависимости от его полярности;
— поляризованное реле: переключение выполняется при смене полярности управляющего сигнала;
— комбинированное реле: играет роль и факт присутствия, и полярность управляющего сигнала;
- Переменного тока:
— с различной допустимой нагрузкой на контакты;
— с разным временем срабатывания.
- Типу исполнения влияет на принадлежность реле к одной из групп:
- Электромеханические реле:
— электромагнитное реле (обмотка электромагнита неподвижна относительно сердечника);
— магнитоэлектрическое реле (обмотка электромагнита с контактами подвижна относительно сердечника);
— герконовое реле;
— термореле (биметаллическое);
— электродинамическое реле;
— ферродинамическое реле;
— индукционное реле.
- Статические реле:
— ферромагнитное реле;
— ионное реле;
— полупроводниковое реле.
- Контролируемая величина определяет следующую классификацию реле:
- реле напряжения (предназначены для контроля уровня напряжения и силовой части разъединителя нагрузки; наиболее эффективны при аварийных ситуациях, возникающих в результате обрыва нейтрали, перегрузки, перекоса фаз и т.п.);
- реле тока (предназначены для контроля силы тока и отключения защищаемых цепей, при превышении допустимой величины потребляемого тока, а также для защиты цепей и источников питания от перегрузки по току и короткого замыкания);
- реле мощности;
- реле пневматического давления;
- реле контроля изоляции.
По способу включения такие реле делятся на первичные и вторичные.
Первичные реле включаются непосредственно в цепь, вторичные – через измерительные трансформаторы.
Особенности работы электромагнитного реле
Основными частями электромагнитного реле являются электромагнит, якорь и переключатель. Детали реле монтируются на основании и закрываются крышкой.
Принцип работы основывается на использовании электромагнитных сил, что возникают в металлическом сердечнике при протекании тока витками его катушки. Электромагнит представляет собой электрический провод, намотанный на катушку с сердечником из магнитного материала. Над сердечником электромагнита установлен подвижный якорь с одним или несколькими контактами. Якорь — пластина из магнитного материала, через толкатель управляющая контактами. Напротив них находятся соответствующие парные неподвижные контакты.
В исходном положении якорь удерживается пружиной.
При подаче управляющего сигнала электромагнит притягивает якорь и замыкает (или размыкает) контакты — в зависимости от конструкции реле.
После отключения управляющего напряжения пружина возвращает якорь в исходное положение.
В некоторые модели, могут быть встроены электронные элементы. Это резистор, подключенный к обмотке катушки для более четкого срабатывания реле, или (и) конденсатор, параллельный контактам для снижения искрения и помех.
Управляемая цепь электрически никак не связана с управляющей (такая ситуация часто обозначается в электротехнике как сухой контакт). Более того, в управляемой цепи величина тока может быть намного больше, чем в управляющей.
Источником управляющего сигнала могут быть: слаботочные электрические схемы (например, дистанционного управления), различные датчики (света, давления, температуры и т. п.), и другие приборы, которые на выходе имеют минимальные значения тока и напряжения. Таким образом, реле выполняют роль дискретного усилителя тока, напряжения и мощности в электрической цепи. Это свойство реле имело широкое применение в самых первых дискретных (цифровых) вычислительных машинах.