Шайбы для споттера своими руками

Шайбы для споттера своими руками

GRANDMASTA › Блог › Споттер из микроволновки своими руками! Собственная версия исполнения.

Всем привет!
Написано по этой теме много, много толковой информации и очень много скудной. Так всегда с информацией, из того что есть в интернете, только 5% заслуживает доверие…и то эти 5% нужно проверить самому)
Сегодня распишу мою версию изготовления споттера из микроволновки и собственные наблюдения.

Для начала для чего он нужен, споттер?
Просто что бы вытягивать мятый металл на элементах кузова, где нет доступа с обратной стороны. Приварился, вытянул, оторвал. Что бы не кидать кучу шпатлёвки на элементы.
Примерно так это выглядит. Вот видео этого мастера с большой буквы, помогают многим достичь совершенства в кузовном деле… Толковей материала не видел.

Чем я руководствовался при создании подобной поделки?
Ну во первых собственным желанием отдохнуть от надоевшей суеты и что нибудь сотворить очередное)
Ведь отдых это смена деятельности. Иногда конечно хочется просто лежать и ничего не делать, просто восстановить утраченную энергию… Такой метод отдыха приводит к тому, что наши энергетические баки со временем жизни только уменьшаются в объёмах, если мы будем просто восстанавливаться не перегружаясь. Ведь запас жизненной энергии и энергетические баки можно прокачивать как мышцы тела, экстремальными меняющимися нагрузками и отдыхом. Поэтому частая повторяющаяся деятельность не делает нас сильнее или умнее, а наоборот… Линейная жизнь похожа на линию на приборе искусственного поддержания жизни…

Поэтому иногда хочется что то создать и получить заряд позитивной энергии) Взорвать свой мозг или просто нагрузить) Так сказать углубиться с головой во что то новое, но что бы оно было полезно естественно для последующей жизни…
К примеру углубляться в изучение «чёрных дыр» совершенно не охота, оно ведь не пригодится именно сейчас, а забивать голову лишними мыслями совершенно ненужно. Флэшка в голове тоже имеет определённый ресурс, ведь мы используем только 10 процентов от своего мозга, нужно заполнить эти 10% необходимыми именно сейчас навыками)

Кстати до исполнения этого споттера, я пользовался обычным аккумуляторным)

И вы знаете, его хватает для не сложных…и сложных ремонтов. Но сложные работы споттером это утопия… Поэтому если только руку набить.
Дело ведь не только в инструменте. Да инструмент конечно это 10% успеха, но всё остальное это навыки, смекалка, маленькие хитрости и навыки подстраиваться под ситуацию мастера. Гибкость сестра таланта))

Огромный плюс аккумуляторного споттера, что для его изготовления нужны минимум расходов! 2 кабеля толстых, 2 клеммы, втягивающее от стартёра, реле автомобильное, микро кнопка… и конечно аккумулятор, есть у каждого автомобиля)

Ещё большой плюс- он не нагружает сеть. Свет не моргает, бытовые приборы не выходят из строя по вашей вине! Соседи по гаражу или по даче, не будут вам долбить в дверь, с криками!)

В основном у меня не сложные вмятины, поэтому такого прибора хватало за глаза! Естественно аккумулятор садиться и это не удобно при длительной работе. Но в паре с зарядным устройством, прибор подобного типа получил широкое распространение у гаражников! Если к примеру выбирать между вкручиванием саморезов в деталь или приваркой колец полуавтоматом, то аккумуляторный споттер выигрывает в разы!

Оснастку для споттера можно также изготовить самому из подручных средств.
Обратный молоток это шток амортизатора и груз. Мне груз выточил токарь.
Сплиттер изготовлен из пистолета для герметика, пистолет для шайб уже и не помню из чего вроде из газовой горелки)

Но я решил пойти дальше, сделать всё таки прибор от сети.
Изначально хотел сделать споттер на основе ТОРа. Нашёл на свалке тор, нашёл корпус от старого сварочника!

Но это показалось мне каким то долгим геморроем, который за 2 дня не исполнить)
Поэтому Меня заинтересовала тема изготовления споттера из микроволновки! Меня вообще интересует тема изготовления чего нибудь собственными руками)

Для понимания процесса посмотрел много видео…и понял что люди просто обезьянничают друг за другом! У одних методом тыка получается, у других нет! Единственное толковое видео, где можно понять теорию изготовления вот!

Первым делом стал заниматься трансформаторами, основой споттера. А именно избавляться от вторичной обмотки и шунтов, как показано на видео!
Понял первый факт, ведущий к неудачи… Все современные микроволновки сделана из фуфла! А точнее их трансформаторы!

Обмотки стали алюминиевые. Мало того что алюминий не выбить толком, так ещё и сопротивление первичной обмотки велико, а значит в принципе такой трансформатор мощности не даст большой их на споттер 4 штуки понадобиться)
Поэтому я отложил один из трансформаторов в сторону, потому что второй мой был именно медный!
Микроволновка была 2010 года выпуска. Медные кстати разбираются на ура!

Кабели у меня были, я когда то вместе с ТОРом купил 20 метров кабеля хорошего сечения. обошлось мне это в 2000 р.

Поехал на свалку, точнее в пункт приёма металлолома. Я на этих пунктах уже «свой» человек, потому что собираю там всё что меня интересует) В основном это аппаратура из СССР, от которой кто то до сих пор избавляются, а кто то до сих пор покупает).

Меня интересовали старые микроволновки до 2010 года выпуска и по возможности с грилем, мощные, с большим железом! Прямо на месте я их разбирал и вытаскивал трансформаторы!
С медного трансформатора меди на 150 рублей, я их покупал по 200, алюминиевые вообще по цене чернухи, цена им рублей 50…

Дома смотрел и сравнивал! Нужны были большие трансформаторы с медными обмотками!

На фото видно разницу размеров трасформатора из обычной современной микроволновки и трансформаторов из старых приборов с грилем!

Сначала у меня была мысль сделать прибор из 3х трансов, но я побоялся за свою электросеть в доме! Ведь и одна работающая микроволновка даёт просадку в напряжении, представляете что будет от 3х сразу?)
Поэтому я поехал на свалку ещё раз и нашёл таки хороший транс от мощной микроволновки!)
Так что теперь прибор будет на 2х трансах и вот фото для сравнения!

Заодно нашёл понижающий трансформатор для получения 36 вольт. Точнее не 36 а 30 с копейками, но этого должно хватать…

Прибор будет управляться с кнопки, а значит на кнопку должно подаваться пониженное напряжение. Видел схемы, где люди берут 12 вольтовый понижающий трансформатор для питания автомобильного реле. Реле в свою очередь питает магнитный пускатель на 220 вольт! Вот примерная схема.

Но понимаете в чём дело, зачем так усложнять, столько одновременно контактных элементов задействовать?
Я подумал что это лишнее. Поэтому на той же свалке нашёл магнитные пускатели на 36 вольт. Сразу решается проблема с удалением ненужного контактного элемента (а это задержка по времени включения).

Все детали есть и я приступаю к сборке!
Для начала убрал изоляцию с кабеля. Скрутил его как можно плотнее и стал заматывать изолентами пвх и тряпочной.

После вживил полученный кабель в трансы. Сделал не 1.5 витка, потому что это ни о чём, а по 2.5, что бы на выходе получилось около 6 вольт. Вот так выглядит рабочий процесс)

Следующим этапом была переборка магнитного пускателя. Эти пускатели я ещё перебирал в году 2002 м на холодильных установках) Нужно было притереть все контакты, а так же отшлифовать железо в месте контакта что бы пускатель не гудел и работал бесшумно. Описание переборки пускателя добавляю.

Всё соединил проводами. При подключении трансформаторов, можно перепутать фазу и ноль на первичной обмотке, на вторичной обмотке напряжение будет тогда около нуля. Поэтому подключить нужно правильно.
Куда подключать фазу и ноль на первичную обмотку транса в принципе без разницы. Как и наматывать вторичку, по часовой стрелке или против тоже без разницы.

Рабочая часть готова!

Кабели взял и отрезал каждый по 1.5 метра. С тем расчётом, что если не будет хватать напруги, то массовый кабель если что подрежу.
Клеммы сделал из обычной медной водопроводной трубы диаметром 20.

Кабели соединял подобным образом.

Тут же проверил прибор в действии.
Не жгёт металл и приваривается всё отлично!

Теперь нужно немного придать вида корпусу.
На корпусе краска отлетает, поэтому решил «брызнуть» по быстрому его красочкой. Очистил от старой краски и окрасил.

Потом просто всё собрал в корпус!

Как видно на фото, понижающий транс питает магнитный пускатель на 36 вольт.

Включается прибор автоматом сбоку. Охлаждается с помощью вентилятора на 220 вольт.

Клемма массы имеет внутреннюю приварную часть, снаружи накручивается контактное латунное кольцо. На клеммы надета термоусадка.

Кнопка управления также закреплена на на кабеле с помощью термоусадки. С помощью кнопки подаётся питание с понижающего трансформатора на пускатель. На кнопке соответственно 36 вольт, не убьёт в случае чего)

Вот так выглядит аппарат со стороны управления. Старался по максимуму упростить конструкцию. Никаких лишних кнопочек и лампочек! Включил и работаешь. Кабель питания сечением 3, многожильный, сделал длинным что бы не пользоваться удлинителями.

И конечное фото аппарата с оснасткой!

В итоге аппарат показал себя хорошо, работаю им нормально. Всё приваривает отлично. Может даже прожигать дыры при долгом нажатии кнопки. Не просаживает сильно сеть, так как всего 2 трансформатора и достаточное количество витков. На мелкие споттерные ремонты вполне хватает, а крупные… уж очень много времени занимают и соответственно Маржинальность этих работ не большая, по сравнению с другими… поэтому нафиг!)
Так что рад, если кому то пригодится мой опыт!

Ещё раз подчеркну что влияет на хорошую работу и производительность прибора!
1. Это хороший МЕДНЫЙ трансформатор. Нужна микроволновка с грилем!
2. Хорошие многожильные кабеля с хорошей проводимостью.
3. Всего одна контактная группа в схеме подключения, с распределением нагрузки на контакты. Не нужно кучу релюшек и пускателей…
Всем спасибо. Надеюсь статья будет полезна, при изготовлении вами подобного прибора!)

Как сделать зацеп гребенку для работы со споттером своими руками

Среди многочисленных аксессуаров для споттера есть зацеп или как его чаще называют гребенка. Если кто не в курсе, кратко расскажу о том, в каких случаях мастера кузовного ремонта используют гребенку в работе со споттером.
О том как я смонтировал споттер из сварочного аппарата, а точнее из трансформатора сварочника вы можете почитать в этой статье — «Как сделать споттер из сварочного аппарата»

Что такое гребенка и для чего она нужна

Представьте себе согнутую дверь или крыло автомобиля, обычно это глубокий залом или вмятина.
Встает вопрос — как правильно выправить такое повреждение кузовной детали максимально эффективно? Напрашивается ответ, что делать это нужно равномерно, и желательно прикладывать усилие по всей плоскости залома равномерно.

Есть варианты и в работе споттером — можно приварить проволоку «змейку», которую (у нас, во всяком случае) нигде не купишь, кроме как заказывать через интернет магазин, да и накладно это выходит.
Есть альтернативный вариант – использовать шайбы (на фото ниже).

Если кратко, то их просто приваривают споттером по всему залому одну за другой и, используя как точку для зацепа, тянут вверх поочередно пока залом не выйдет. Нужно поднимать постепенно и тут пригодится такой аксессуар для споттера как гребенка.
Вот так выглядит гребенка, продающаяся в специализированных магазинах.

Есть два варианта ее использования: с обратным молотком и «лифтером».

Расскажу, как сделать «гребенку» под обратный молоток своими руками, при минимуме затрат и времени. Главной частью этого приспособления, на мой взгляд, является зацеп – вот его нужно сделать правильно четко соблюдая размер, он должен быть одинаковым у всех зацепов гребенки, а все остальное зависит только от вашего воображения.

Изготовление гребенки для споттера

Итак, давайте все по порядку. Что нам нужно, а точнее, какие нужны материалы и инструменты.

  • болгарка с отрезным и зачистным кругом,
  • дрель,
  • сверла 13 и 8мм,
  • круглый напильник,
  • сварочный аппарат,
  • молоток,
  • керн.
  • Металлический прут 30 см длиной, диаметром 13-14 мм, лучше всего, если это будет каленое железо.
  • Полоса листового железа толщиной 3-4 мм, шириной 3 см, длина – от 40 см.
  • Болт с гайкой диаметром 8 мм.
  • Трубка Ø15мм длиной около 10 см.

У меня был вот такой кусок железа, от которого я и отрезал полосу, и вот такой металлический прут.

Берем полосу металла и керним три точки, где будут отверстия на 13мм, для этого отступаем от края 1,5 см, делаем насечку, вторую через 2,5 см от первой, третью 3,5 см от второй.
Сверлим отверстия.

Болгаркой вырезаем перемычку, которая образовалась между двумя первыми отверстиями.

С помощью круглого напильника, убираем заусенцы, чтобы наш прут передвигался в этом отверстии свободно и не цеплялся за неровности.

Дальше делаем вот такой вырез, то есть, прорезаем болгаркой до имеющегося отверстия пространство для завода шайбы или змейки.

Болгаркой отрезаем полученный зацеп. Немного окультуриваем зачистным кругом. Первый есть.

Таким же образом изготавливаем еще несколько штук. Я сделал 4 штуки, а вы делайте, сколько посчитаете нужным для себя.

Теперь самое важное, о чем я говорил в начале, расстояние которое отмечено штангенциркулем, должно быть у всех зацепов одинаковое, в противном случае, вытяжение металла будет не равномерным. Если размер не совпадает, подгоните круглым напильником.

Следующим этапом нужно сделать крепление под обратный молоток.

Для этого в трубке диаметром 15 мм делаем сбоку на удалении 2 см насечку и сверлим отверстие 8 мм, отступаем еще и отрезаем — получилась длина 4 см. На втором отрезке трубы вытачиваем круглым напильником торец, чтобы сбоку плотно состыковать с заготовкой.

Трубу привариваем с противоположной стороны от отверстия, на отверстие привариваем гайку на 8мм.

Отрезаем трубку, чтобы осталось 3см. Сверху привариваем гайку для крепления гребенки к обратному молотку или «лифтеру».

С одного конца штыря гребенки варим шайбу, второй оставляем свободным, чтобы можно было при необходимости добавить или снять крючки-зацепы. Собираем получившуюся конструкцию.
Чтобы зацепы на гребенке не спадали при переносе с места на место, на другой конец штыря я прикрутил зажим для шлангов (хомут) — просто и удобно.

А вот так эта конструкция работает:

Дальше все зависит от вашей фантазии и желания.
Гребенку для споттера можно немного модернизировать: между зацепами можно поставить мягкие пружинки, чтобы зацепы не болтались, а на край штыря нарезать резьбу и фиксировать гайкой.

Удачи вам. С уважением, Сергей. Специально для Сам Автомастер.

Добавить комментарий

Добавляя комментарий Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Разделы сайта

  • Техническая документация
  • Ремонт автопластика
  • Автосигнализации и электроника
  • Покупка и продажа автомобиля
  • Автоматическая коробка передач

Блог автомастера

  • Статьи по теме
  • Путешествия
  • Статьи партнеров

Статьи по меткам

Читаем еще по теме

  • Обзор специальных инструментов для профессионального авторемонта.
  • Стапель для кузовных работ своими руками
  • Выбираем сварочный полуавтомат, трансформатор или инвертор?
  • Споттер из сварочного аппарата своими руками.
  • Как сделать пуллер для споттера своими руками.
  • Самодельный силикагелевый фильтр для очистки сжатого воздуха от масла и воды.
  • Инструменты и оборудование для гаражной покраски.
  • Как выбрать краскопульт для покраски авто? Основные критерии выбора и покупки.

Самые читаемые

  • Ремонт и перетяжка передней панели (торпедо) искусственной кожей.
  • Как выбрать краскопульт для покраски авто? Основные критерии выбора и покупки.
  • Как выбрать воздушный поршневой компрессор для гаража.
  • Как вклеить лобовое стекло автомобиля своими руками?
  • Дефекты возникающие при покраске автомобиля

Последние публикации

  • Когда менять тормозные колодки?
  • Автосканер ELM327
  • Неисправность газовой форсунки
  • ГБО для авто с прямым впрыском
  • Автомагнитолы с bluetooth

Заходите на наш форум

  • Карта сайта
  • Реклама на сайте
  • Политика конфиденциальности

2007-2020 © Sam-Avtomaster.com | Копирование запрещено.
Все права защищены. Нарушение преследуется по закону РФ.

Этот веб-сайт использует собственные и сторонние файлы cookie для анализа и улучшения своей работы.

Продолжая просматривать его, вы принимаете правила его использования. Подробнее.

Политика конфиденциальности персональных данных

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Интернет-сайт «Сам Автомастер», расположенный на доменном имени sam-avtomaster.com, может получить о Пользователе во время использования нашего сайта.

Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту «Сам Автомастер».
Сайт гарантирует, что не приведет к повреждению компьютера Пользователя или заражению его вирусами.

Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем при отправке им электронного сообщения.

Идентификация посетителей

Для просмотра информации на сайте Sam-Avtomaster.com не требуется регистрация с указанием личных данных. Когда Пользователь заходит на наш сайт, никакая личная информация не собирается. Возможно просматривать сайт анонимно.

Электронная почта

Адрес электронной почты, а также почтовый адрес указываемый при заполнении полей формы комментариев, формы заказа и контактной формы не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять комментарии, сообщения электронной почты, оправленные Пользователями на сервере чтобы обрабатывать запросы, отвечать на вопросы и совершенствовать службы сайта.

Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения контактной формы, формы заказа и формы добавления комментариев на сайте и может включать в себя следующую информацию:

  1. ФИО Пользователя;
  2. Адрес электронной почты (e-mail);
  3. Почтовый индекс и адрес;

Куки (Cookie)

Когда Пользователь посещает сайт, на его компьютер отправляются один или несколько файлов cookie.
Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер Пользователя.
Мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество своих услуг путем сохранения пользовательских настроек и отслеживания тенденций в действиях пользователей, например, при выполнении поиска или показа рекламы. Большинство браузеров изначально настроены так, чтобы принимать файлы cookie, однако Пользователь может полностью запретить использование файлов cookie или настроить показ уведомлений об их отправке. Однако без файлов cookie некоторые функции сайта могут работать некорректно.

Протоколирование

При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую браузер Пользователя передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса.

Ссылки

На этом сайте ссылки могут быть в таком формате, который позволяет отслеживать, пользуются ли ими посетители. Эта информация используется для повышения качества нашей рекламы.

Изменения в политике конфиденциальности

Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте Сам Автомастер, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Все предложения или вопросы по настоящей Политике конфиденциальности следует сообщать Администрации сайта через страницу КОНТАКТЫ.

Три простых схемы сборки споттера своими руками

Как сделать самодельный споттер — пошаговые инструкции. Доступные компоненты и несложное изготовление. Схемы по сборке устройства из микроволновки, аккумулятора и инвертора.

Споттер — это обиходное название аппарата односторонней точечной сварки, предназначенного для ремонта кузовных деталей автомобилей. По своей конструкции он достаточно прост, поэтому изготовить споттер своими руками по силам любому домашнему мастеру, имеющему опыт работы с электротехническими устройствами.

Единственное, в чем нельзя ошибиться, — это выбор мощности, расчет силы тока и количества обмоток. Народные умельцы используют в качестве источников питания различные устройства, но не все они способны обеспечить оптимальные рабочие режимы.

К примеру, самодельный споттер из микроволновки даже при применении нескольких трансформаторов от этого бытового прибора, в основном, пригоден для выполнения прогрева. В случае отсутствия достаточно мощной электросети в месте ремонта используют аппараты с автономным источником, состоящие из аккумулятора и схемы прерывания напряжения.

Такие устройства имеют один существенный недостаток — ограниченное время работы. При сборке самодельного споттера можно воспользоваться различными системами управления: от простой кнопки с реле до инверторного источника. В последнем случае ток, поступающий из инвертора к месту сварки, регулируется с высокой точностью как по длительности, так по и амплитуде импульса.

Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками

Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата.

При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками. В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.

Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми.

Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.

Основные компоненты для сборки

  1. Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
  2. Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
  3. Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
  4. Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
  5. Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
  6. Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.

При условии, что все компоненты изготовлены без отклонений и ничего не придется подгонять и переделывать, для сборки своими руками потребуется обычный слесарный и электроинструмент. Из измерительных приборов могут понадобиться рулетка, штангенциркуль и мультиметр.

Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками

  • стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
  • стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
  • возвратная пружина;
  • гайки и шайбы ограничителя хода;
  • адаптеры для крепления электродов.

Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода.

Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.

Изготовление рабочего пистолета

Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни. На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания.

Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений. При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.

Трансформатор для споттера

При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к. проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали. Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).

Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно.

Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.

Если количество витков в сетевой обмотке неизвестно, то вторичное напряжение можно подобрать опытным путем, отматывая или добавляя витки. Необходимо отметить, что для массы и пистолета следует использовать кабели с одинаковым сечением, соответствующим максимальному току вторичной обмотки.

Схема блока управления

Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы.

Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.

Схема споттера на базе сварочного аппарата

Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления.

В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).

Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм².

Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В. S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный.

В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч. электронным) и системой регулировки величины тока.

Корпус для споттера и финальная сборка

Иногда народные умельцы начинают эксплуатировать споттер, детали и провода которого просто разложены на верстаке или даже на полу. Этот вариант подходит только для отладки и подбора параметров, в постоянном режиме такой электрический установкой пользоваться нельзя.

Поскольку существуют различные варианты изготовления споттеров своими руками, то их компоновки корпусов могут быть также различными. К примеру, если сварочный трансформатор предназначен для работы на открытом воздухе, то в этом случае аппарат может иметь вид устойчивого основания с трансформатором, клеммной колодкой и отдельным корпусом системы управления.

В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.

На базе аккумулятора

Корпус такого самодельного споттера может состоять из небольшой опорной рамы для установки АКБ, к которой крепится клеммная колодка и реле, управляющее выключением. Если это разовая работа, то можно обойтись вообще без корпуса, прикрепив реле хомутом к аккумулятору.

На базе бытовой микроволновки

Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт.

Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса.

В результате получится довольно компактный и мобильный споттер. Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.

Как сделать электрод для споттера

  • для колец;
  • для точечной сварки;
  • для волнистой проволоки;
  • для сварки угольным электродом;
  • для треугольных шайб;
  • для шпилек и гвоздей.

Изготовить их самостоятельно не так уж и сложно, но требуются определенные навыки и наличие соответствующего оборудования. Как вариант, можно своими руками изготовить только самые простые насадки, а более сложные заказать в мастерской с токарным и сверлильным оборудованием.

В аккумуляторных споттерах в качестве источника питания обычно используют батареи емкостью 40÷60 А·ч. Если кому-нибудь приходилось работать с такими устройствами, напишите, пожалуйста, в комментариях: насколько быстро разряжается аккумулятор и как изменяется качество сварки по мере его разрядки.

Как сделать пуллер для споттера

Правка геометрии кузова осуществляется споттером, который благодаря импульсу тока большой силы, приваривает к металлической поверхности различные приспособления. Все это делается для избежания разборки обшивки, чтобы все действия выполнялись снаружи автомобиля. Мастерам, которые хотят сэкономить на приспособлениях для споттера, стоит узнать как сделать их самостоятельно. Пуллер для споттера своими руками изготавливается довольно просто. Самому возможно смастерить и обратный молоток, пистолет, а также гребенку и шайбы.

Как сделать пуллер

Сварка споттером эффективна для воссоздания ровной поверхности на поврежденных кузовах автомобилей. Но для этого требуются некоторые аксессуары. Одним из них является пуллер. Это вытяжное устройство, позволяющее отводить наружу маленькую площадь металла, оставляя окружающую часть на месте. Если просто приварить жало споттера к вмятине и потянуть назад, то вместе с ямкой поддастся и вся площадь. Получится вздутие на кузове. Данная же принадлежность позволяет удержать окружающую поверхность, и вытянуть только точку.

Свой самодельный пуллер можно сделать из пистолета для герметика. Его приобретают в строительном магазине. При покупке стоит выбрать модель с более толстыми ручками, т. к. это окажет влияние на последующую работу и срок эксплуатации. Далее выполняется несколько манипуляций, наглядно показанных на видео, по следующим этапам:

  1. Разборка пистолета. С него удаляется емкость для герметика. Откручиваются передний ограничитель и уплотнители под тубус.
  2. Из листового железа с толщиной стенки 3 мм необходимо вырезать несколько колец разного диаметра. Чтобы сэкономить на материале, их расчерчивают в одном круге, по убывающей. Ширина кольца варьирует от 20 до 30 мм. Самое маленькое кольцо должно свободно, но без лишнего люфта, насаживаться на приемное гнездо у рукоятки клеевого пистолета и прижиматься заводской гайкой.
  3. К маленькому кольцу привариваются два квадрата из листового железа, толщиной стенки 3 мм и размерами сторон 20 х 20 мм. Предварительно в них сверлится по одному отверстию.
  4. Из кругов большего диаметра изготавливаются упоры об корпус под вмятины разной величины. Для их соединения с основной конструкцией берутся полоски металла с параметрами 15 х 150 мм и толщиной 3 мм (2 шт). Один их край приваривается к противоположным сторонам большого круга, а второй, загибается под 90 градусов во внутрь. В этих краях просверливаются отверстия, идентичные креплению на самом маленьком круге. Болтовым соединением конструкция собирается вместе и напоминает конус.
  5. Самодельный пуллер должен крепиться к источнику тока от споттера. Для этого берут латунный цилиндр, в котором токарь высверливает середину под точный диаметр штока от силиконового пистолета. Сбоку цилиндра сверлится отверстие и нарезается резьба для крепления контакта.
  6. На торце цилиндра фиксируется жало для сварки.

Пуллер можно сделать и из пассатижей. Понадобится шток, система из колец для создания упора, и мощная узкая пружина, для возврата сжатой рукоятки. Шток приваривается к одной из рабочих сторон плоскогубцев, на него насаживается пружина и крепится упор. Ток от аппарата можно подвести через клемму на верхнем торце или сбоку на латунном цилиндре. Такие аксессуары для споттера могут выглядеть не очень презентабельно, но хорошо справляются со своим предназначением.

Делаем обратный молоток и пистолет

Самодельный обратный молоток, сделанный из сподручных материалов, поможет выровнять ударами любую вмятину. Самая простая конструкция требует наличия штока — стального прутка диаметром 8-10 мм. На одном торце крепится рукоятка. Это ручка от велосипеда или самоката. В этом же месте приваривается болт для накидывания клеммы и подключения кабеля.

Обратный молоток с другой стороны штока должен иметь жало для сварки. Его можно приварить, либо сделать съемным через прорезь и болтовое крепление. На рабочую ось насаживается груз, который и будет создавать воздействие на металл при ударе. Его вытачивают из обычной стали на токарном станке. Внутреннее отверстие должно позволять свободно скользить по штоку. По краям последнего привариваются толстые шайбы для упора. Удобно, когда самодельный обратный молоток имеет пружину между грузом и шайбой, ближней к сварочному концу. Это помогает возвращать удар для следующего действия и ускоряет работу.

Если поместить этот шток в корпус от дрели или игрушечного пистолета, то можно совместить обратный молоток и сварочный пистолет в одну конструкцию. Но последний изготавливается и отдельно. В один из имеющихся корпусов (старая дрель или другое) монтируется короткий шток с прорезью и прижимным отверстием для болта. В прорезь вставляется электрод или шайба. Кабель прокладывается внутри корпуса.

Как сделать гребенку и шайбы

Гребенка для споттера помогает одновременно оказывать воздействие на большую площадь. Ее применяют на длинных вмятинах. Сварочный процесс заключается в равномерной установке шайб по всей плоскости с дефектом, и захвате гребенкой сразу всех элементов. Подобные расходники для споттера продаются в специализированных магазинах, но их можно изготовить и самостоятельно.

Для этого понадобиться:

  • полоска железа толщиной 3 мм и шириной 30 мм;
  • металлическая трубка диаметром 15 мм и длиной 40 мм;
  • стальной прут 13 мм в диаметре;
  • гайка на 22 мм;
  • болт и гайка на 8 мм.

Железная полоска нарезается на части длиной в 100 мм. В каждой сверлятся три отверстия на 13 мм с расстоянием между собой по 15 мм. Крайние два соединяются между собой путем прорезей болгаркой. Одиночное отверстие вырезается под крюк благодаря косому срезу. Острые углы с этой стороны стоит обточить для удобства будущих манипуляций по введению крюков в петли.

Крепление под обратный молоток и рабочие элементы изготавливается из трубки, в которой сверлится отверстие, и приваривается гайка на 8 мм для фиксации прута с захватами. С противоположной стороны трубки приваривается более крупная гайка для крепления штока молотка.

Самодельные шайбы можно нарезать из медной полосы со стенкой 2-3 мм. В ней сверлятся отверстия, подходящие под крюки, а углы обрабатываются на точильном станке до гладких и плавных краев, не мешающих рабочему процессу.

Самодельные аксессуары для работы со споттером значительно экономят средства и позволяют выполнять такие же по качеству операции с реставрацией геометрии кузова, как и магазинные приспособления.

Как сделать споттер своими руками

Для восстановления геометрии кузова автомобиля и удаления различных вмятин применяются споттеры. Они есть в каждом СТО и автосервисе, занимающемся кузовным ремонтом. Для профессиональной деятельности целесообразно приобрести заводской споттер, отличающийся удобством работы, выносливостью и качеством. Но для рихтовки своего авто можно обойтись самодельным споттером. За его сборку можно браться, если Вы разбираетесь в электротехнике и под рукой есть подходящие комплектующие. Рассмотрим, как сделать самодельный споттер в гараже и что для этого нужно.

В этой статье:

  • Схема и принцип действия
  • Основные составляющие для споттера
  • Делаем споттер из сварочного аппарата
  • Функциональность споттеров серийных моделей
  • Методы работы со споттером

Схема и принцип действия

Вспомним принцип действия споттера, чтобы хорошо понимать, какие элементы потребуются. Аппарат работает бездуговым методом. Электрод от пистолета приставляется к изделию и запускается импульс. В точке контакта возникает повышенное сопротивление, от нагрева которого электрод приваривается к поверхности кузова.

На электротехническом уровне это происходит в такой последовательности:

  1. Первый трансформатор принимает напряжение от сети 220V и понижает вольтаж до безопасного значения. При этом, за счет действия электромагнитной индукции, сила тока возрастает.
  2. Ток с повышенной силой передается на диодный мост, дополненный переключателем и реле.
  3. Напряжение поступает на конденсатор и заряжает его.
  4. Чтобы подать сварочный ток, в схеме споттера задействуют второй трансформатор с тиристором.
  5. Когда реле срабатывает, включается вторая цепь, по которой накопленный заряд из конденсатора передается на тиристор.
  6. Тиристор открывается и впускает напряжение на второй трансформатор.
  7. Электрод приваривается к поверхности.
  8. Конденсатор разряжается, тиристор закрывается и весь цикл повторяется заново.

Чтобы регулировать силу тока, в схеме нужно сопротивление. От его параметров, а также от характеристик конденсатора зависит длина и мощность выдаваемого импульса. Регулировать время подачи сварочного тока можно через микроконтроллер, если добавить его в схему. Тогда получится устанавливать более точные настройки, вместо примерного диапазона 0.1-0.5 с.

Собрать споттер своими руками можно по простой схеме. Это вариант на 220 V, который подойдет для работы в любом гараже.

Основные составляющие для споттера

Понимая схему работы электроцепи споттера, перейдем к сборке. Для этого понадобятся:

  • корпус, служащий основой;
  • пистолет;
  • обратный молоток;
  • внутренние детали.
  • Корпус самодельного споттера

    Сперва найдите основу из диэлектрического материала. Если такого нет, крепите токонесущие части трансформатора и диодов через специальные защитные вставки, чтобы избежать передачи тока на корпус при коротком замыкании. Углы корпуса удобно выполнить из вертикального уголка с полкой 25 мм.

    Верхнюю крышку можно сделать несъемной и прикрепить к ней рукоятку для переноса. Боковые крышки лучше предусмотреть съемными, чтобы было легче добираться к ключевым узлам для ремонта или обслуживания. Стенки корпуса изготовьте из листового металла сечением 0.8-1.0 мм. Его можно покрасить, чтобы самодельный аппарат выглядел более красиво.

    На лицевой стороне требуется два гнезда для установки разъемов силовых кабелей. Кроме них, необходимо разместить:

  • тумблер переключения режимов;
  • диод, показывающий наличие сети 220 V;
  • кнопку включения;
  • вольтметр;
  • амперметр.
  • Рабочий пистолет споттера

    Чтобы приваривать к кузову шайбы, шпильки, гребенку и прочие приспособления, необходим пистолет споттера. Проще всего купить готовую версию. Проследите, чтобы разъем подходил по диаметру к вашему самодельному аппарату.

    Чтобы добиться максимальной экономии, можно изготовить пистолет самостоятельно. Используйте корпус клеевого пистолета для плавки клеевых стержней. Разберите его и удалите нагревательный элемент. На стволе предусмотрите цанговый зажим. В него получится вставлять медный электрод-переходник для приварки шайб или даже штангу от обратного молотка. Упрощенная схема и функционал такого пистолета можно посмотреть на фото. Некоторые делают пистолет из корпуса сломанной дрели, шуруповерта.

    Пуллер

    Чтобы плавно вытягивать вмятины, используют пуллер с тянущим действием, рабочая часть которого приварена к поверхности кузова. Для самодельного изготовления пуллера понадобится любой механизм с курком. Это может быть приспособление для фиксации алюминиевых заклепок или монтажный пистолет для выдавливания силикона, акрилового клея. В случае монтажного пистолета обрезают торцевые части на штоке и делают круговой упор.

    Обратный молоток для самодельного споттера

    Изготовить обратный молоток для споттера можно из любого штифта диаметром 10-16 мм. Один торец фиксируется к изолирующей рукоятке и к нему подводится силовой кабель с кнопкой. На втором конце нарезается резьба для накручивания цанги и установки медного электрода. На ось надевается грузик. Достаточно 300-400 г, чтобы воздействовать на тонкий кузовной металл.

    Грузик можно найти готовый, просверлив в нем отверстие. Или сварить вместе несколько толстых прутьев с отверстием внутри, а потом зачистить наружную поверхность. На концах штифта важно установить толстые ограничители, чтобы груз не бил о рукоятку или цангу.

    Нюансы конструкции

    Основой выработки сварочного тока в споттере является трансформатор. Подойдет от неработающей микроволновой печи, но потребуется переделать его вторичную обмотку. Старая обмотка разматывается и удаляется. Вместо нее намотайте три витка медной жилы сечением минимум 50 мм². Это даст на выходе нужный ток для сварки.

    Если под рукой нет испорченной микроволновки, трансформатор можно намотать самому. Используйте Ш-образный сердечник, на который накрутите 200 витков медной жилы сечением 2.5 мм². Вторичная обмотка трансформатора потребует семи витков провода сечением 50 мм². Каждый слой проволоки изолируйте плотной бумагой, покрывая токонесущие части шеллаком. На концах трансформатора не забудьте припаять клеммы, чтобы подключить последующую цепь. Допустимо использовать для «вторички» более толстый провод с меньшим количеством витков.

    Для второго трансформатора жестких требований нет — главное, чтобы он выдавал минимум 12V. Тиристор покупают готовый на радиорынке или заказывают в интернете. Подойдет модель ТПЛ-50 или аналог. Важно, чтобы из сети 220V он мог «вытягивать» не менее 40 А. Тогда на «вторичке» получится сила тока около 1000 А, чего хватит для импульса. Диоды нужны с аналогичными характеристиками.

    Настройка сопротивления выполняется переменным резистором. Ищите модель с величиной от 100 Ом. Для хорошего импульса понадобится конденсатор с емкостью 1000 мкФ. Напряжение устройства должно соответствовать 24-25V.

    Делаем споттер из сварочного аппарата

    По аналогии можно сделать споттер из сварочного трансформатора. Бытовые версии выдают силу тока до 180-200 А. Чтобы ее повысить до 1000 А, нужно переделать вторичную обмотку. Предыдущую удаляют, используя зубило или стамеску. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить изоляцию первичной обмотки.

    При помощи кабеля сечением 50 мм² создают новую вторичную обмотку в количестве семи витков. Если под рукой только провод толщиной 30 мм² (но это совсем для не продолжительных задач), понадобится 10 витков. Это будет трансформатор Т2 на схеме. Остается добавить недостающие детали (конденсатор, диодный мост, резистор) и споттер готов. В случае инвертора изготовление споттера еще проще, поскольку многие элементы в нем уже имеются.

    Функциональность споттеров серийных моделей

    Но, если предстоит большой объем по рихтовке и вытягиванию вмятин на собственном авто, а за услуги мастера платить не хочется (или в городе нет хорошего специалиста), лучше купить заводской споттер. Он обладает большими возможностями и функционалом, чтобы качественно справиться с работой. Для сотрудников СТО или мастеров, оказывающих коммерческие услуги по ремонту кузовов у себя в гараже, выбор тоже очевиден — только серийная модель споттера для профессионального использования. Никакие «самоделки» не выдержат серьезной нагрузки.

    Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

    В отличие от самодельных споттеров, серийные версии обладают повышенной мощностью, благодаря которой можно быстрее выполнять процесс рихтовки кузова или сваривать более толстые заготовки. Если бытовые самодельные модели часто не превышают показатель 1000 А, то серийные споттеры бывают 1500 А и выше. Например, аппарат TELWIN DIGITAL CAR SPOTTER 5500/220 + ACC вырабатывает сварочный ток 4200 А и легко соединяет две заготовки толщиной 1.5+1.5 мм.

    В комплекте с заводскими споттерами поставляются:

  • пистолет;
  • пуллер;
  • обратный молоток;
  • сварочные кабеля;
  • набор шайб, гребенок, шпилек.
  • У некоторых версий есть сварочные клещи для контактной сварки, чтобы соединять пороги, сегменты днища автомобиля.

    Управлять споттерами, выпускаемыми серийно легко, поскольку предусмотрены кнопки и световая подсветка включенных режимов. На модели FUBAG TS 3800 кнопки прорезинены и защищают сварщика от поражения электрическим током даже при пробое обмотки. TELWIN DIGITAL PULLER 5500 и другие модели этого производителя наделены крупным ЖК дисплеем и синергетическим управлением. Сварщику достаточно указать толщину металла и оборудование само выставит оптимальный режим. Все значения хорошо видны на экране и их можно корректировать вручную по желанию сварщика.

    Некоторые заводские версии очень компактны, несмотря на вырабатываемую мощность, что позволяет легко перемещаться с ними по большой мастерской. Например FUBAG TS 2600, весит всего 14 кг. Есть серийные споттеры для работы с алюминиевыми частями кузова авто. Обычным оборудованием приварить торец обратного молотка к такому сплаву не получится, а FUBAG TS 7500 ALU справится с такой задачей.

    Источник видео: Frenkitaly welding_experience

    Методы работы со споттером

    Споттером можно вытягивать вмятины на дверях, крыше, капоте, арках авто. Работа ведется одним из следующих способов.

    Пуллером

    Подходит для небольших вмятин-ямочек диаметром 20-30 мм с ровными краями. Опорное кольцо пуллера устанавливается вокруг вдавленного места, центральный стержень подводится к вогнутой поверхности и прихватывается. Затем нажатием на рычаг железо вытягивается. В случае пуллера достаточно одной-двух прихваток, чтобы устранить деформацию.

    Обратным молотком

    Метод подходит для вмятин с ровными краями диаметром 50-60 мм. Кончик молотка прихватывают к поврежденной поверхности и ударом груза вытягивают металл. Процесс повторяют многократно, переставляя кончик молотка, пока деформированное пятно не будет выровнено.

    Пистолетом и обратным молотком через гребенку

    Технология предназначена для исправления крупных повреждений кузова, длинных продольных вмятин. При помощи пистолета к поверхности вдоль линии вогнутости приваривают шайбы, гребенку. Их подцепляют переходником с 5-6 крюками. Воздействуют обратным молотком, сразу вытягивая обширную площадь. После этого участок дорабатывают точечными обратными ударами молотка или пулером.

    Угольным электродом

    Если при повреждении кузова образовались дополнительные ребра жесткости, вытянуть металл обратно до ровного состояния будет сложно. Сперва требуется устранить напряжение металла. Для этого в пистолет вставляют угольный электрод и разогревают место изгиба. После этого продолжают рихтовку вышеописанными способами.

    Шайбы для споттера своими руками

    avtorep.ru

    Если вы ремонтируете кузова авто, и вам нужно часто вытягивать геометрию внешних деталей авто, то споттер вам сыграет на руку большую помощь. С его помощью, легко вытянуть двери, задние крылья и пороги в тех местах, в которых трудно добраться с обратной стороны повреждения.

    Споттер – это аппарат точечной сварки с обратным молотком. С помощью точечной сварки обратный молоток приваривается к металлу и с его помощью вытягивается металл.

    Преимущества споттера

    Процесс вытяжки металла можно делать очень быстро, не нужно засверливать технологические отверстия для правки металла, а также не нужно наваривать полуавтоматом дополнительные элементы на металл кузова для обратного молотка.

    Если у вас автомастерская и поток клиентов большой, то вам нужно, или купить его или изготовить самостоятельно из трансформатора. Но бывают случаи, когда он нужен не часто, но всё же его необходимость на лицо. В этом случае может выручить старый, мощный аккумулятор. Рассмотрим конструкцию споттера из аккумулятора.

    Споттер из аккумулятора

    Почему необходимо брать старый аккумулятор? Да потому что его не жалко, так как работать он будет на токах близких к току короткого замыкания. А это неминуемый выход его из строя рано или поздно. Но в гараже такой аккумулятор не сложно найти, или же можно разориться и купить его, все равно он будет работать не один ремонт, а его цена на несколько порядков ниже готового споттера и перекроется общими затратами на ремонт автомобиля.

    Что нужно для самодельного споттера из аккумулятора:

    • аккумулятор на 75 А/ч и выше;
    • втягивающее реле от стартера автомобиля;
    • зарядное устройство аккумулятора;
    • медный провод сечением не меньше 100 мм 2 ;
    • обратный молоток или пистолет для приварки шайб.

    На рисунке представлена схема подключения элементов. К аккумулятору на минусовую клейму подключается корпус втягивающего реле и кабель не более 1,5 м длинною и сечением не менее 100 мм 2 , который заканчивается контактом для корпуса вытягиваемой детали. Лучше использовать резьбовой контакт из медного материала (для наименьшего сопротивления в месте контакта). От аккумулятора плюсовую клейму подсоединяют к втягивающему реле на болт, а со второго болта втягивающего реле идет провод до обратного молотка, в большинстве случаев вместо обратного молотка лучше поставить пистолет, для приварки шайб. Общая длина плюсового кабеля сечением 100 мм 2 не должна превышать 2,5 м от аккумулятора до пистолета или обратного молотка, чем меньше, тем лучше. Чтобы уменьшить падение напряжения (потери) в силовых кабелях. Также от плюса аккумулятора идет провод к управляющему контакту втягивающего реле через кнопку. Которой управляется споттер. Толщина проводов для кнопки может быть в пределах от 1 до 2,5 мм 2 , а длина должна быть такой, чтобы было удобно с ней работать. Они служат только для управления и к их длине нет жестких требований.

    Шайбы для споттера

    Пистолет для приварки шайб можно сделать из дерева, а держатель для шайб из меди или латуни, можно использовать медную трубку от бытового кондиционера наименьшей длинны. На конце сделать прорезь, чтобы было удобно вставлять шайбы.

    Для работы с таким споттером нужно перед работами зарядить аккумулятор, а также после работ со споттером поставить аккумулятор на зарядку. Чтобы аккумулятор постоянно был в «тонусе».

    Достоинтсва и недостатки споттера из аккумулятора

    Недостатков у споттера из аккумулятора хоть отбавляй, это:

    • отсутствие реле времени;
    • необходимость в длительной подготовке перед работой (зарядка аккумулятора);
    • не долговечность аккумулятора;
    • коммутируемое соединение рабочего тока (подгорание контактов втягивающего);
    • нет возможности регулировать силу тока.

    Но есть и достоинства такого аппарата перед заводскими аналогами работающими от сети:

    • дешевизна конструкции;
    • повторяемость, простота изготовления не имея навыков работы с трансформаторами и электроникой;
    • можно работать в гаражах где есть перебои с электричеством.

    Также некоторые пытаются изготовить споттер из трансформатора от микроволновки, но мы считаем, что такой споттер не будет выдавать необходимый рабочий ток. Так как сечение железа гораздо меньше того, которое требуется для нормальной работы споттера. Для самостоятельного изготовления споттера от сети, можно взять трасформатор от сварочного аппарата или на крайний случай трансформатор освещения на 36 вольт. И перемотать вторичную обмотку, чтобы напряжение на вторичке было порядка 3-10 Вольт, а сила тока более 500 Ампер. И изготовить схему управления. Подробнее об этом напишем позже.

    Видео со споттером из аккумулятора

    В интернете можно много найти видео по работе со споттером из автомобильного аккумулятора. Одно из них:

    Как сделать споттер из акб и втягивающего реле своими руками

    Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:

    • двери;
    • заднее или переднее крыло;
    • пороги, арки.

    Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.

    Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.

    Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.

    Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:

    • купить споттер;
    • изготовить его самостоятельно.

    Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.

    Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.

    Необходимый материал

    От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному. Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания. Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.

    Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:

    • аккумулятор. Подойдет модель на 75А/ч и выше;
    • втягивающее реле. Воспользуйтесь комплектующей от стартера авто;
    • зарядка для аккумулятора;
    • провод из меди с сечением больше 100 м 2 ;
    • обратный молоток. Его может заменить пистолет, приваривающий шайбы.

    Электрическая схема споттера

    Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:

    • на минусовую клемму подсоединяется корпус реле, а также провод длиной не больше 1,5 м. На конце провода содержится контакт, предназначающийся для корпуса детали, которая будет вытягиваться. Хорошо, если вы будете использовать контакт резьбы из меди, чтобы обеспечить минимальное сопротивление в контактном с деталью месте;
    • плюсовая клемма подсоединяется к реле своими руками при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету. Плюсовой кабель не должен быть длиннее 2,5 м. Это позволит снизить падение напряжения в кабеле;
    • от плюсовой клеммы также подведите провод к контакту управления. Завершите провод кнопкой, которой и будет управляться споттер аккумуляторный. Длина проводника для кнопки не является строго фиксированной.

    Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.

    Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.

    Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.

    Втягивающее реле для аккумуляторного споттера

    Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.

    Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.

    Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.

    Преимущества и недостатки

    Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:

    • низкий уровень затрат при производстве аппарата;
    • возможность изготовить аппарат в домашних условиях даже при отсутствии опыта работы с электроникой;
    • возможность работы в месте, где существуют перебои с электричеством (гараже).

    Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:

    • отсутствие временного реле;
    • постоянную необходимость заряжать аккумулятор;
    • более короткий период эксплуатации устройства;
    • коммутируемый контакт рабочего тока;
    • невозможность регулировать множество параметров, среди которых сила тока.

    Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока. Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки. Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.

    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
    Загрузка...

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.