Тиристорное импульсное зарядное устройство 10А на КУ202

Здравствуйте ув. читатель блога «Моя лаборатория радиолюбителя».

В сегодняшней статье речь пойдет о давно «заюзаной», но очень полезной схеме тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности, которое мы будем использовать как зарядное устройство для свинцовых аккумуляторных батарей.

Начнем с того, что зарядное на КУ202 имеет целый ряд преимуществ:
— Способность выдерживать ток заряда до 10 ампер
— Ток заряда импульсный, что, по мнению многих радиолюбителей, помогает продлить жизнь аккумулятору
— Схема собрана с не дефицитных, недорогих деталей, что делает ее очень доступной в ценовой категории
— И последний плюс- это легкость в повторении, что даст возможность ее повторить, как новичку в радиотехнике, так и просто владельцу автомобиля, вообще не имеющего знания в радиотехнике, которому нужна качественная и простая зарядка.


Со временем попробовал доработанную схему с автоматическим отключением аккумулятора, рекомендую почитать Зарядное для автомобильного аккумулятора
В свое время я собирал эту схему на коленке за 40 минут вместе с травкой платы и подготовкой компонентов схемы. Ну хватит рассказов, давайте рассмотрим схему.

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202

Тиристорное импульсное зарядное устройство 10А на КУ202

Перечень используемых компонентов в схеме
C1 = 0,47-1 мкФ 63В

R1 = 6,8к — 0,25Вт
R2 = 300 — 0,25Вт
R3 = 3,3к — 0,25Вт
R4 = 110 — 0,25Вт
R5 = 15к — 0,25Вт
R6 = 50 — 0,25Вт
R7 = 150 — 2Вт
FU1 = 10А
VD1 = ток 10А, желательно брать мост с запасом. Ну на 15-25А и обратное напряжение не ниже 50В
VD2 = любой импульсный диод, на обратное напряжение не ниже 50В
VS1 = КУ202, Т-160, Т-250
VT1 = КТ361А, КТ3107, КТ502
VT2 = КТ315А, КТ3102, КТ503

Как было сказано ранее схема является тиристорным фазоимпульсным регулятором мощности с электронным регулятором тока зарядки.
Управление электродом тиристора осуществляется цепью на транзисторах VT1 и VT2. Управляющий ток проходит через VD2, необходимый для защиты схемы от обратных скачков тока тиристора.

Резистором R5 определяется ток зарядки аккумулятора, который должен быть 1/10 от емкости АКБ. К примеру АКБ емкостью 55А надо заряжать током 5.5А. Поэтому на выходе перед клемами зарядного устройства желательно поставить амперметр, для контроля за током зарядки.

По поводу питания, для данной схемы подбираем трансформатор с переменным напряжением 18-22В, желательно по мощности без запаса, ведь используем тиристор в управлении. Если напряжение больше- R7 поднимаем до 200Ом.

Так же не забываем что диодный мост и управляющий тиристор надо ставить на радиаторы через теплопроводящую пасту. Так же если вы используете простые диоды типа как Д242-Д245, КД203, помните что их надо изолировать от корпуса радиатора.

На выход ставим предохранитель на нужные вам токи, если вы не планируете заряжать АКБ током выше 6А, то предохранителя на 6,3А вам хватит с головой.
Так же для защиты вашего аккумулятора и зарядного устройства, рекомендую поставить мою схему защиты от переполюсовки на реле или схему на компараторе, которая помимо защиты от переполюсовки защитит зарядное от подключения дохлых аккумуляторов с напряжением менее 10,5В.
Ну вот в принципе рассмотрели схемку зарядного на КУ202.

Печатная плата тиристорного зарядного устройства на КУ202

Печатная плата. Тиристорное импульсное зарядное устройство 10А на КУ202

В собранном виде от Сергея

Тиристорное импульсное зарядное устройство 10А

Скачать печатную плату
Прочитайте Получить пароль от архива

Удачи вам с повторением и жду ваших вопросов в комментариях

Для безопасной, качественной и надежной зарядки любых типов аккумуляторов, рекомендую универсальное зарядное устройство
Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные зарядные устройства

 

Зарядное устройство 12В 1.3АЗарядное устройство 12В 1.3А

Простенькое зарядное устройство с светодиодным индикатором зарядки, зеленый батарея заряжается, красный батарея заряжена.

Есть защита от короткого замыкания, есть защита от переполюсовки. Отлично подойдет для зарядки Мото АКБ емкостью до 20А\ч, АКБ 9А\ч зарядит за 7 часов, 20А\ч — за 16 часов. Цена на это зарядное всего 403 рубля,доставка бесплатна

 

Полностью автоматическое зарядное устройство 6-12В 6А для мото и авто АКБ

Полностью автоматическое зарядное устройство 12В 6А для мото и авто АКБ

Этот тип зарядного способен автоматически заряжать практически любые типы автомобильных и мото аккумуляторов 12В до 80А\Ч. Имеет уникальный способ зарядки в три этапа: 1. Зарядка постоянным током, 2. Зарядка постоянным напряжением, 3. Капельная дозарядка до 100%.
На передней панеле два индикатора, первый указывает напряжение и процент зарядки, второй указывает ток зарядки.
Довольно качественный прибор для домашних нужд, цена всего 781,96 руб, доставка бесплатна. На момент написания этих строк  количество заказов 1392, оценка 4,8 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку

 

Универсальное зарядное устройство 12-24В 10А

Универсальное зарядное устройство 12-24В 10А

Зарядное устройство для самых разнообразных типов аккумуляторов 12-24В с током до 10А и пиковым током 12А. Умеет заряжать Гелиевые АКБ и СА\СА. Технология зарядки как и у предыдущего в три этапа. Зарядное устройство способно заряжать как в автоматическом режиме, так и в ручном. На панеле есть ЖК индикатор указывающий напряжение, ток заряда и процент зарядки.

Хороший прибор если вам надо заряжать все возможные типы АКБ любых емкостей, аж до 150А\ч

Цена на это чудо 1 625 рублей, доставка бесплатна. На момент написания этих строк  количество заказов 23, оценка 4,7 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку

Если какой то товар стал недоступен, пожалуйста напишите в комментарий внизу страницы.
С ув .Admin-чек

12345
Загрузка...


61 комментариев для “Тиристорное импульсное зарядное устройство 10А на КУ202”

  1. Для чего в схеме С2 и R1? Ведь они функционально не действуют. Одни концы их соединены с эмиттером VT1, а другие два конца соединены вместе и висят в воздухе. Электрически они от схемы отключены. Какое этому объяснение, или что-то не дорисовано?

  2. Здравствуйте , Эдуард ! С Момента вашей публикации прошло почти 4 года . Но судя по последнему комментарию , есть еще люди , интересующиеся самостоятельной сборкой ЗУ . Вот и я случайно попал на ваш сайт .Когда-то я собирал аналогичную схему , но на однопереходном транзисторе . Если не изменяет память -КТ117 А , или Б . В принципе -это , одно и то же , но почему-то та схемка так мне запала в душу , что я сразу же вспомнил про нее . Со временем схема затерялась . Вопрос .
    Может быть у вас , где нибудь в архивах , можно её отыскать . Заранее благодарю !
    Возможно она есть у посетителей вашего сайта .

  3. Фото схемы я отправил Вам на почту. В комментариях прочитал, что с1 и r1 весят в воздухе. Вы отреагировали, что исправите. Хочу понять эта схема исправлена? спасибо за пароль.

  4. Здравствуйте Эдуард, собрал эту схемку + защита от переполюсовки на реле. Всё запустилось без проблем с первого раза . Делал для зарядки 4А аккумулятора для скутера, т.к ток мне большой ненадо, то подскажите как ограничить его , чтобы максимум выдавал хотя бы до 1 А ? На данный момент вытягивает около 4,5А . Спасибо.

  5. И чем же не понравился мой комментарий? Задал вполне нормальный вопрос…

      1. Подскажите какой емкости нужен конденсатор при R5 22кОм, или дайте ссылку где объяснят как это обсчитать)
        Спасибо за помощь!

      2. Без понятия, я бы не менял параметров этой схемы, а купил бы резистор на 15К
        А вообще посмотрите на осцилографффе как открывается тиристор и подберите,

  6. Заинтересовала ваша схема и сразу с вопроса : С2 это полярный или не полярный.

  7. Сейчас я пытаюсь разобраться с работой тринисторов. И попалась Ваша публикация.
    Мне непонятно как такая схема будет регулировать зарядный ток. Если рассматривать работу тринистора, то при подаче на него управляющего сигнала он откроется и будет подавать на акуммулятор максимальный ток, который выдаёт трансформатор. Закрытся тринистор при постоянном напряжении не сможет. Поэтому, какой бы управляющий сигнал после открытия тринистора не был , тринистор будет пропускать максимальный ток.
    Вы не сможете пояснить как регулируется зарядный ток в данной схеме.

  8. Здравствуйте, при подключении к сети пробивает емитер на транзисторе VT1, с чем это может быть связано?
    Заранее спасибо)

  9. Приветствую!
    Нашел похожую схему: https://radiokot.ru/circuit/power/charger/08/

    Пишут:
    «Не забывайте, что при синусоидальном заряде амперметр показывает половинное значение, т.е. при токе заряда 5 ампер показания амперметра должны соответствовать 1,8 ампер.»

    В приведенной Вами схеме такая же ситуация?

  10. подскажите ,если в схему установить более мощьный тиристор и поставить его по плюсу ,будет работать ??

    1. Можно переделать схему по плюсовому проводу. Можно и сильней поставить тиристоры, нужно делитель пересчитать. Схема считается по току тиристору)

  11. сегодня попробовал с более мощьным тиристором т-160,поставил его по плюсу ,все работает ,регулировка плавная ,практически от ноля,ничего не переделывал,спасибо за ответ !!!

  12. Собрал Вашу схему! Сначало всё работало! На АКБ 75 А*Ч давало ток 7 А, что меня лично устраивало вполне! Но после подключения к АКБ влученого зарядника, что-то пошло не так! Тока на АКБ нет! НО самое странное, что теперь, если я уменшаю сопротивление на R5, то напряжени на выходе уменшаеться (до 3,5 В), при этом напряжение между катодом и управляющим электродот теристора (КУ 202) растёт! Проверил все детали схемы, заменил теристор на новый (исправный 100%, проверяли!), но причины не нашёл! Подкажите правильное направление! Зарание спасибо!

    1. Возможно брак тиристора, или же ток выходит за пределы.
      При уменьшении R5 должно увеличиваться напряжение, смотрите транзисторы на пробой.

      1. Вы имеете ввиду выходной ток? Он был 6,5-7 А!

      2. Тиристор не перегорел от тока, он просто закрылся и не открываеться!:)

      3. ну так проверьте тиристор управляющий электрод через резистор 500 ом к аноду.
        транзисторы на переход мультиметром, только выпаяйте их.
        ну и обрывы или КЗ
        Схема рабочая на 100%, ищите ошибки

  13. Транзисторы проверил, рабочие! Но выпаял и поменял на новые (на всякий пожарный)! Почему -то грееться R7 (не должен ведь, 2 Вт, всё-таки). Тиристоры пришли в негодность! Еду на рынок за новыми, так как закончились! У меня после диодного моста даёт 19 В, может добавить сопротивление на R7, или поставить С2 другого номинала (стоит 0,47 мкФ, 500 В)? Спасибо!

  14. Проект — то где взял? сам разработал или кто подсказал.
    За плагиат пожертвования хочешь?

    1. Печать сам сделал, схема давно известна.
      Пожертвование за мои усилия, за написание статьи и разработку печати. За то время которое трачу на такие тупые комментарии, время которое трачу на людей типа тебя

  15. Схема простейшая работает без проблем. Управление тиристором-аналог однопереходного транзистора. Заранее поставить КУ202 в цветомузыку,а сюда Т10-25,можно с2 подобрать,а самое главное-не нужен балластный резистор,как в примитивных схемах,чтобы ток зарядки не уплывал.

  16. Уважаемый автор по ссылке на печатную плату скачивается битый архив. Можно поправить ссылку?

  17. по ссылке на печатную плату скачивается битый архив. Можно поправить ссылку?

    По ссылке скачивается архив при попытки открытия пишет что архив поврежден или имеет не известный формат.

  18. привет! подскажите,пожалуйста,если транс на 25в переменки -я должен r7-200ом ?
    а больше никаких деталей не менять?
    спасибо!
    р.с.
    при 25в номиналы резисторов в вашей доработанной схеме
    https://rustaste.ru/zaryadnoe-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora.html
    какие должны бить?
    еще раз спасибо!

  19. Добрый день. Подскажите , пожалуйста. Собрал схему подобно Вашей , только тиристор на +. Проверил на нагрузке лампочкой 55W. Все ОК. Регулировка от 0 до зажмуривания глаз. Обрадовался. Подключил АКБ но не тут-то было. Вольтажка как была 12,6 В без нагрузки так и осталась при зарядке , хотя ток давал до 4А. На трасформаторе 20,7В, на мосту 17В. Проверил тиристор мультиметром — вроде нормальный.Что не так?
    Спасибо.

  20. Вот и я чего то не понял. Думал проблема в АКБ(старенький 12.5 лет), поставил рабочий «Кедр». Все ОК. Напряжение на клемах 13.8 В ток от 4 А и падает со временем. Мыслю проблема в тиристоре или запирающем диоде на У.Э. Проверка мультиметром не корректна Действующее напряжение и ток при зарядке не сопоставимы в током и напр прибора. Возможно пробивает Вот в чем вопрос. Возможно ли это?.

  21. Вот и я чего то не понял. Думал проблема в АКБ(старенький 12.5 лет), поставил рабочий «Кедр». Все ОК. Напряжение на клемах 13.8 В ток от 4 А и падает со временем. Мыслю проблема в тиристоре или запирающем диоде на У.Э. Проверка мультиметром не корректна Действующее напряжение и ток при зарядке не сопоставимы c током и напр прибора. Возможно пробивает Вот в чем вопрос. Возможно ли это?.
    Спасибо за быстрый ответ. К сожалению осциллографа дома нет. Пойду куплю новые детали или переделаю схему по Вашей. Очень понравилась схема с автомат. отключением. Будем делать. Благодарю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.