Треск и скрежет при холодном запуске

Любой посторонний звук, доносящийся из мотора, является признаком неисправности. Наряду со стуком, свистом и скрежетом автовладельцы часто наблюдают треск в двигателе. В некоторых случаях звук исчезает вскоре после запуска и прогрева мотора. В других ситуациях треск наблюдается непрерывно и может сопровождаться другими изменениями: ухудшенной динамикой автомобиля, вялым разгоном, увеличенным расходом топлива и др.

Громкий скрежет или треск под капотом на холодную обычно является признаком неполадок в самом моторе или навесном оборудовании, в том числе неверно выставленных зазорах клапанов, изношенном ремне ГРМ, подшипниках генератора и помпы. Исчезающий после прогрева звук, обычно указывает на то, что неисправность находится в начальной стадии и пока ещё может быть устранена с минимальными вложениями.

Почему на холодном двигателе появляется треск

Во время простоя ДВС масло стекает в картер, а тепловые зазоры в сопряжениях деталей при низких температурах находятся за пределами нормативных значений. В первые секунды после пуска мотор испытывает повышенные нагрузки, поэтому обычно треск в двигателе возникает на холодную.

Частым виновником звуков являются детали привода газораспределительного механизма:

  • растянутая цепь ГРМ;
  • изношенные шестерни шкивов коленвала и распредвалов;
  • натяжитель или успокоитель цепи;
  • натяжной ролик ремня ГРМ;
  • неисправные гидрокомпенсаторы, неверно подобранные шайбы и другие детали для регулировки зазоров клапанов;
  • распредвал издает треск на холодную после запуска двигателя при наличии выработки в его постелях;
  • шкив распредвала с неисправным механизмом управления в моторах с регулируемыми фазами газораспределения (VVT, VTEC, VVT-I, Valvetronic, VANOS и другие аналогичные системы).

Источником треска и скрежета на холодную могут быть и детали навесного оборудования:

  • изношенные или не смазанные подшипники генератора;
  • поврежденный насос ГУР и компрессор кондиционера;
  • подшипник помпы системы охлаждения;
  • бендикс стартера с критическим износом;
  • издавать треск и металлические щелчки на холодную может защита выпускного коллектора, которая входит в резонанс с вибрацией мотора.

В самом двигателе проблема кроется реже, но при больших пробегах, несвоевременном и некачественном обслуживании трещать на холодную могут:

  • юбки поршней, стучащие по цилиндрам из-за увеличенных зазоров;
  • поршневые пальцы – по той же причине;
  • изношенные коренные вкладыши шатунов.

Помимо двигателя, источником треска на холодную иногда становится трансмиссия:

  • ведомый диск сцепления, в котором просели демпферные пружины или имеется износ в их окнах;
  • изношенные подшипники первичного вала КПП;
  • подшипники шестерен на вторичном валу коробки передач;
  • недостаточное давление масла в КПП.

Даже если треск слышен только при запуске двигателя на холодную, а после прогрева проходит, нужно убедиться в отсутствии неисправностей. Иначе износ деталей будет прогрессировать, пока некорректно работающий узел не выйдет из строя.

В некоторых моделях, в частности ВАЗ с 8-клапанными моторами с ручной регулировкой зазоров клапанов, отчетливый цокот распредвала при морозе, пропадающий после прогрева, является конструктивной особенностью и не считается неисправностью.

Определить источник треска под капотом на холодную можно по характеру звука, месту его дислокации, а также условиях, при которых он проявляется. На некоторых автомобилях издавать треск, стучащий или звенящий звук в мороз может тепловая защита выпускного коллектора. По мере нагрева она немного расширяется, перестает касаться труб и звук исчезает. Проблема не грозит опасными последствиями, но чтобы избавиться от звука, можно немного отогнуть щит.

Как определить, откуда треск при холодном запуске

Значение имеет не только характер, но и место распространения посторонних звуков. Чтобы выявить источник проблемы, прежде всего необходимо определить, откуда идет треск при запуске двигателя на холодную, открыв капот и прислушавшись к работе двигателя и навесного оборудования. А инструментом, который поможет локализовать источник треска будет выступать стетоскоп.

Рекомендации по поиску, откуда треск при холодном запуске

  • Треск из-под клапанной крышки с частотой выше частоты вращения коленвала, и исчезающий через несколько секунд после холодного запуска, указывает на проблемы в фазорегуляторе. Иногда двигатель может глохнуть при первой попытке старта, но нормально заводится со второй. Проблема требует решения, но не относится к критичным, поскольку на заведенном моторе фазорегулятор поддерживается в рабочем положении давлением масла.
  • Глухой металлический цокот из-под клапанной крышки, обычно является признаком того, что при прогреве трещат гидрокомпенсаторы или неправильно отрегулированные клапана. В этом случае можно продолжать движение, но надолго откладывать ремонт не стоит. Звук от клапанов и гидрокомпенсаторов легко спутать с стрекотом топливных форсунок, которые находятся рядом с клапанной крышкой. Именно поэтому важно четко определить источник распространения звука.
  • Металлический цокот со стороны впуска может свидетельствовать об износе топливных форсунок или сбоях в работе топливного насоса. Чаще всего трещат форсунки на дизеле, так как там они работают под более высоким давлением. Сбоящая форсунка некорректно дозирует топливо, что ухудшает работу мотора и ускоряет его износ, поэтому желательно поскорее устранить проблему.
  • Ритмичный треск или звон, синхронный работе двигателя, доносящийся со стороны ГРМ, свидетельствует об отсутствии натяжения цепи, ее износе или неисправности натяжителя/успокоителя. В случае разрыва или перескакивания цепи на несколько звеньев возможна встреча поршней с клапанами. Некритичной проблема является, только если треск проявляется кратковременно в мороз, а по мере прогрева исчезает. В сильный мороз (ниже -15℃) шуметь после холодного старта может даже полностью исправная цепь.
  • На моторах с ременным приводом ГРМ источником шума становится подшипник натяжителя. Для его проверки необходимо снять крышку ремня ГРМ, проверить его натяжение, а также ослабить натяжение и от руки покрутить ролик. При заклинивании или разрушении подшипника ремень может перескочить и порваться. В результате автомобиль будет обездвижен, на некоторых моторах обрыв ремня ГРМ приведет к взаимному контакту и повреждению поршней и клапанов.
  • Когда звук доносится из глубины мотора, наблюдается потеря мощности, ухудшение динамики авто, проблема может быть связана с поршнями или шатунами (кольца, пальцы, вкладыши). Эксплуатировать авто не рекомендуется, так как двигатель может заклинить в любой момент. Исключение – некоторые модели (например, ВАЗ с облегченной поршневой), для которых такой звук в мороз допустим.
  • Треск и скрежет со стороны стартера, доносящиеся только при запуске в момент поворота ключа или нажатия кнопки “Старт”, свидетельствуют о подклинивании или износе бендикса стартера, или о выработке венца. Если есть возможность – можно попробовать запустить авто без использования стартера (на уклоне, с буксира и т. д.). На авто с поперечным расположением ДВС, где доступ к стартеру не затруднен, можно сразу снять его, чтобы осмотреть бендикс и зубья венца. В движении эта проблема ничем не грозит, но каждый запуск может быть опасен срывом венца или дальнейшим разрушением зубьев. Когда двигатель трещит на холодную при старте с автозапуска – проблема также может быть в стартере, бендикс которого не возвращается в нейтральное положение сразу, или в изношенном венце маховика.
  • Если треск на холодную проявляется только при выжиме сцепления для облегчения старта – он говорит об износе выжимного подшипника. Устранить дефект нужно как можно скорее, так как в случае разрушения включить передачу не получится. Добираться до ближайшего места ремонта – можно, стараясь поменьше задействовать педаль сцепления.
  • Если треск и цокот, наоборот, отсутствует при выжатом сцеплении, но появляется при его отпускании – проблема в КПП или в диске сцепления. Это может быть износ демпферных пружин и их посадочных мест, нехватка масла в КПП или слабое его давление, износ подшипников первичного вала или шестерен на вторичном. Пока проблема не проявляется на горячую – авто пригодно к эксплуатации. Если шум не проходит и после прогрева, поездок стоит избежать.
  • Определить, что звук исходит от генератора можно, сняв с него ремень. Источником треска обычно становятся изношенные подшипники вала, из которых вымылась смазка.
  • Если трещит подключаемый муфтой компрессор кондиционера, то звука не будет при отключенной климатической системе. С выключенным кондиционером автомобиль можно эксплуатировать без риска серьезных последствий. Компрессор без муфты может трещать и с выключенной климатической установкой.
  • Тихий и равномерный треск насоса ГУР на холодную может быть нормальным для некоторых авто, особенно, в морозы. Тревожным признаком является появление очередей из щелчков или треска, скрежета, когда мотор прогрет.

Косвенно оценить степень опасности треска может характер его появления. Если ничего подобного ранее вы не слышали, звук стал появляться внезапно и отчетливо, то с диагностикой и ремонтом лучше не затягивать. Если же потрескивания были слышны и ранее, а с похолоданием лишь немного усилились – риск внезапного выхода какого-то узла из строя существенно ниже.

Поскольку под капотом и внутри мотора детали скомпонованы довольно тесно, причину треска при запуске холодного двигателя не всегда можно определить на слух. Для точной локализации источника нужно последовательно диагностировать все системы.

В некоторых случаях треск и ритмичные щелчки могут быть нормой при экстремально низких температурах (-20 ℃ и ниже). Это связано с тем, что в первые секунды после старта детали работают с дефицитом смазки. Как только давление в системе поднимается до рабочих значений, масло начинает прогреваться, а тепловые зазоры приходят в норму – они уходят.

Непрерывный треск в моторе: возможные причины

Если двигатель продолжает трещать даже после полного прогрева, когда моторное масло достигло максимальной текучести, это свидетельствует о более серьезных неисправностях. В зависимости от характера поломки, шум может сопровождаться перерасходом топлива, заметным снижением мощности двигателя, выбросом густого дыма из выхлопной трубы , рывками и др. В таких случаях возможны следующие причины треска в двигателе после запуска:

  • Сильная выработка подшипников КПП, коленчатого или распределительного вала;
  • Люфт натяжного ролика ГРМ и износ его подшипника;
  • Загрязнение фазовращателей в системе газораспределения;
  • Дефекты или сильная выработка форсунок в топливной системе;
  • Пробой изоляции высоковольтных проводов (сопровождается характерным треском от электрической искры);
  • Неисправность высоковольтных катушек зажигания (также сопровождается треском от внутреннего искрения).

Как локализовать неисправность

Чтобы узнать характер и причину неисправности, необходимо определить место треска в двигателе. Без разборки ДВС и использования профессиональной диагностической аппаратуры это можно сделать только на слух. Например, если треск доносится из боковой части мотора, где располагается цепь газораспределительного механизма, то с высокой вероятностью причина кроется в ее износе. Растянутая цепь ГРМ может издавать сторонние звуки, такое часто наблюдается при пробеге свыше 100-150 тыс. км.

Также сбоку двигателя располагается навесное оборудование: компрессор кондиционера, генератор, помпа, насос гидроусилителя. Если неисправность заключается в одном из перечисленных механизмов, это можно легко определить на слух по направлению издаваемого звука.

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...